Обзор: Actraiser Renaissance. Бог вернулся. А ждал ли кто-то?
Нравится тебе это, мой дорогой читатель, или нет, но мы живём во времена, когда старые игры возвращаются. За хорошими примерами далеко ходить не надо: Shin Megami Tensei: Strange Journey, Resident Evil 2, Shadow of Colossus соврать не дадут. Равно как и за плохими, перечислять не буду, но их, поверьте, тоже достаточно. И ситуация в нише ремейков складывается относительно полярная: ремейк либо очень хорош, либо очень плох. Но много ли вы знаете… спорных релизов? Нет? Тогда давайте сегодня об одном таком свежем примере и поговорим.
А что такое этот ваш Actraiser?
Actraiser вышел из-под пера студии Quintet в 1990-ом году в Японии и был одним из первых проектов для свежей SNES, который, спустя два года, добрался и до «гайдзинов» в слегка зацензуренном виде. Сама игра представляла собой революционную на момент выхода смесь аркадного экшена и градостроительного симулятора в около-библейском сеттинге.
Главный герой — это буквально аватар Бога в мире, который разрушил Сатана. Его задача — очистить этот мир от скверны, заново заселить его людьми и застроить. Заниматься этим он будет не в одиночестве, а с помощью веры и помощника в виде ангела. Правда, такой сюжет был актуален лишь для японцев. В западном и европейском релизе Бог превратился в лорда света, а Сатана заимел имя Танзра, означающее «озлобленный». После этого в серии появились аркадная версия, где остались лишь боевые сегменты, продолжение и, соответственно, недавно вышедший ремейк, к которому мы прямо сейчас и перейдём.
Встречает нас ремейк довольно… если честно, дешёвым интро, обозначающим основные мотивы сюжета. А в меню, помимо прочего, можно заметить музыкальный плеер, в котором есть как оригинальный саундтрек, так и его обновлённая версия. Однако оценить его мешает то, что открывается он по мере прохождения: чем дальше продвигаетесь по игре, тем больше песен вам доступно. Решение, надо сказать, довольно спорное, ибо лично мне за 18 часов кампании ни разу не хотелось вернуться в меню ради этого плеера, но, возможно, для фанатов оригинала это будет приятной функцией. После выбора сложности, от которого зависит количество жизней и сила врагов в боевых сегментах (в оригинале выбрать сложность, к слову, нельзя), нас вводят в курс сюжета и выпускают на карту мира, по которой мы летаем на небесной цитадели. Наша задача — выбрать регион, предварительно очистить его от большей части монстров и заселить людьми.
Игра структурно всё так же состоит из двух частей: боевого сегмента и режима строительства. Они достаточно сильно связаны друг с другом, но для удобства (в первую очередь вашего) давайте взглянем на них по отдельности. С боевого и начнём.
Для начала стоит сразу развеять заблуждение, которое у многих незнакомых с оригиналом вызвал трейлер: Actraiser не является метроидванией, боевые сегменты в ней достаточно линейны, а минимальные отступления в них служат лишь для поиска собираемых предметов, которые поднимают боевые характеристики вашего героя.
Если говорить современными терминами, то «геймплейная вилка» боевого сегмента выглядит следующим образом: высаживаемся на локацию, собираем себе как можно больше кристаллов для повышения характеристик (с каждой локаций процент повышения нужно набивать заново) из монстров и окружения, побеждаем босса — и ты молодец. А теперь иди в режим строительства. Скажу честно, играется боевой режим вполне бодро за счёт простой и «импактовой» (спасибо вибрации контроллеров Joy-Con при ударе) боевой системе. Откровений от неё не ждите: в ней присутствуют обычный удар, удар в прыжке, резкий уход назад с возможностью заряженного удара и магия, которая расходует соответствующую шкалу. Визуально же… всё это выглядит очень пресно. Если в оригинале прослеживалась какая-никакая тяга к теологически-мифическому стилю, то в ремейке все скатилось в стандартное 3D-аниме с пререндеренными задниками и спрайтовыми действующими лицами. Странный факт: лично у меня сложилось впечатление, что разрешение модели главного героя и рядовых врагов ощутимо отличается от разрешения окружения и боссов, а в портативном режиме игра ещё и умудряется неприятно проседать в кадрах.
Говоря о визуальной составляющей боевого режима, не могу не отметить, что модельки рядовых врагов имеют частоту кадров ниже, чем вся остальная игра. А ещё в ремейке зачем-то сохранили Mode 7. Поясню: так как оригинал был одним из первых проектов на новой консоли, он вовсю использовал инновационный на то время Mode 7, создающий иллюзию объёма путем вращения и масштабирования спрайтов. Конкретно в Actraiser это использовалось при высадке главного героя с небесной цитадели. Так вот, в ремейке это вращение зачем-то оставили, и местами оно натурально вызывает тошноту. Зачем это сделали — неясно. Итак, мы высадились, очистили регион, убили первого босса. А что дальше? А дальше нас ждёт самая настоящая рутина из земледелия и выслушивания молитв жителей под наставления помощника с крыльями. Да, переходим к режиму градостроения.
В режиме строительства в наши руки попадает ангел, пол которого мы не смогли определить всей редакцией, честно.
Вся суть режима сводится к тому, что мы должны «вести» людей, прокладывая им путь, на котором они сами будут возводить строения. Тип строений зависит от ландшафта и уровня цивилизации. Кроме того, вам предстоит отвечать на молитвы подопечных. Помогают в этом так называемые «чудеса», вроде молнии с небес, которая уничтожает препятствия на пути возведения построек. Сразу говорю, особой вариативности не ждите. Лично вы можете строить только оборонительные сооружения, видов которых преступно мало.
И вот именно в режиме градостроения кроется главный спорный вопрос ремейка: почему он остался без глобальных изменений? Разработчики из внутренней студии Square Enix и помогающие им Sonic Powered (послужной список которых на 80% состоит из Japanese Rail Sim) буквально оставили всё как есть. Скажу прямо: этот режим до безумия уныл и скучен. В нем не происходит ничего интересного. Посудите сами: глобальная задача игрока в этом режиме — пассивно наблюдать и лениво отстреливать летающую нечисть. Да, конечно, нам нужно строить оборонительные сооружения, собирать ресурсы (еда, баночки маны и стройматериалы), прокачивать героев с помощью свитков опыта (выглядит как механизм из современных мобильных гача-игр, кстати) и переживать периодические осады поселения — набеги врагов, которых должны уничтожать ваши оборонительные сооружения и особые жители.
Да, в этот момент игра приобретает очертания Tower Defence, что было очень свежо на момент выхода оригинала. Но сейчас, на фоне аналогичных игр в этом жанре на мобильных устройствах (а стоит заметить, что ремейк вышел и на них), играется все это жутко неспешно и однообразно. И дополнительные условия, среди которых «сохрани определённое количество строений» или «не дай умереть какому то определённому жителю», вызывают лишь раздражение ввиду того, что, например, человек, которого необходимо защитить, может находиться там, куда вы не можете отправить вашего героя — такое происходит во второй главе. А ангел в режиме осады почему-то теряет возможность стрелять, и в итоге ему остаётся лишь использовать тот же набор чудес, что и в мирное время, только теперь они будут наносить урон. Разбавить кое-как этот фестиваль уныния призваны зачистки зоны возникновения врагов, где игра возвращается к боевому режиму. Но и там чувствуется жуткая вторичность всего действа, ведь в определённый момент, помимо обычных врагов, в этих зонах вы начнёте встречать и ранее убитых вами боссов. Единственное отличие от основных сегментов — зачистка мест спавна монстров имеет ограничение по времени.
Возможно, я сейчас выражусь слишком резко, но местами в сегменте градостроения игру просто хочется выключить, а виной тому общая медлительность и медитативность процесса.
Резюме
Что мы получаем в сухом остатке? А получаем довольно спорный продукт, сделанный непонятно для кого. Мне сложно назвать Actraiser Renaissance ремейком, ведь новых механик, осовременивающих игру, в нём нет, особенно в режиме градостроения, а обновлённая графика, превращающая визуал в очередное серое аниме, не спасает положение. Вместо этого я вижу склеенный на скорую руку продукт, который проигрывает аналогам даже среди мобильных и портативных игр. Да, оригинал был крайне революционным проектом своего времени. Да, боевой режим играется сносно, но зачем он нужен, когда рядом стоят Metroid Dread и Castlevania Advance Collection. А я напомню, внутри неё есть очень спорная Vampire Kiss, которая не является метроидванией, но играется значительно лучше, чем боевые сегменты обозреваемого тайтла.
И это я еще не беру в расчёт цену, так как даже за 2 тысячи рублей в российском eShop Actraiser Renaissance остаётся достаточно спорным выбором, который порадует разве что фанатов оригинала, коих в нашей стране наберётся не так много. Оценку ставить не буду, а выводы справедливо оставлю за вами, дорогие читатели. За сим извольте поблагодарить тех, кто осилил до конца, и откланяться. До встречи на страницах нашего сайта!
Копия игры для рецензии предоставлена издателем.