Обзор: Dusk

Последние несколько лет на поприще инди можно заметить необычайное внимание к ретро-играм конца 90-х, а особую любовь независимые разработчики питают к хоррорам в стиле PS1. Наиболее известными примерами являются Murder House, Bloodwash и Night Of The Nun. Все они паразитируют на видеоиграх жанра survival-horror в духе Silent Hill, Resident Evil и Galerians. Причём мода на подобную стилистику началась и вовсе с каналов на Youtube, где из современных проектов делали так называемые «демейки», стилизуя их под игры эпохи той же самой PS1 или любых других уже устаревших консолей. Эту тенденцию начал канал 98Demake с его серией роликов «Что, если бы *условная игра* вышла в 98 году?». Ролики стали набирать популярность, тем самым дав начало новому тренду.

Геймплей Murder House

Вместе с ним в 2018 году и появляется Dusk — шутер от инди-разработчика Дэвида Шиманского, стилизованный и отсылающий к шутерам времён Quake 96-го года выпуска. И теперь, в 2021 году, Dusk наконец-то появился на Switch, и за него явно не стоит переживать.

Немного о сюжете

Его, как можно ожидать от игры, вдохновлённой проектами Кармака, нет. Вашей целью является уничтожение толп сектантов, поклоняющихся неведомому существу. Кто эти культисты, кому они служат? Это явно не та информация, которая должна тревожить вас во время прохождения Dusk. При этом не сказать, что игра не даёт вам вообще ничего и не рассказывает о мире и главном герое, просто говорит слишком мало, чтобы информация была для вас хоть сколько-то полезной.

А вот о чём надо задуматься, так это о поиске оружия для истребления сектантов. Игра начинается в подвале с ними. Похоже, вас похитили, и теперь вам предстоит сбежать от этих кровожадных убийц. Из оружия в арсенале только серпы, но они довольно неплохо срабатывают против парней с бензопилами в руках и мешками на головах. Разделавшись с ними, вы замечаете, что две бочки слева, кажется, закрывают какой-то проход. И чутьё вас не подводит: за бочками находится дыра, в которой можно найти пистолет. Теперь вы чувствуете себя чуть безопаснее. Поднявшись на этаж выше и расправившись с ещё несколькими сектантами, игра подкидывает второй пистолет. Теперь у вас есть возможность стрелять по-македонски, что очень удобно, ведь скорострельность возрастает просто в разы. Вылетев на улицу, вы встречаете ещё кучку сектантов вместе с бешеными козлами. Разделавшись с ними, вы отправляетесь в лес, где обнаруживаете упавшее дерево, преграждающее путь. Тут же возникает подсказка о возможности проскользнуть через него, что вы и делаете. Как-то так и проходит ваш первый уровень в Dusk.

Игра просто отлично вводит вас в курс дела, показывает первые полезные механики и довольно просто рассказывает о том, что на уровнях разбросаны секреты. Игрок, впервые зашедший в шутер по типу Dusk, быстро разберётся как в него играть, что однозначно плюс.

Уже на втором уровне игрок будет чувствовать себя довольно уверено

Dusk — это про движение

Довольно быстро игрок понимает, что убивать десятки противников на большой пустынной локации, стоя при этом на месте, не слишком эффективно. Dusk принуждает постоянно двигаться и избегать противников, которые с удовольствием нашпигуют вас свинцом или же попытаются догнать и напасть голыми руками.

Чувство драйва — это то, что будет преследовать вас на протяжении всей игры без передышек. Причём с каждым уровнем это чувство будет только нарастать благодаря противникам и новым механикам, таким как Bunny Hop: с его помощью вы сможете набирать большую скорость, ритмично прыгая по диагонали. Эта механика была взята прямиком из Quake, разница лишь в том, что Bunny Hop в Quake был обычным багом, тут же это стало фишкой игры, которая вносит ещё больше разнообразия в геймплей, что тоже является плюсом. Но назревает вопрос: нет ли проблем с локациями в Dusk?

Арены варьируются от закрытых мелких помещений, до больших пустырных локаций, где вертикальный геймплей не используется

Арены в игре просто прекрасны: расставленные телепорты и различные батуты дают вам много возможностей для манёвров от десятков противников на уровнях разного типа. Если вы поймаете ритм Dusk, то уклоняться от летящих в вас снарядов не составит труда.

Локации, находящиеся за границами арен, тоже очень хороши. На них вам часто придётся искать ключи или кнопки, чтобы открыть двери и всё то, что вы могли видеть в таких играх, как Quake или Doom. Бывают моменты, когда можно потеряться, но происходит это достаточно редко, примерно на двух-трёх уровнях. А их тут 30. Причём даже с графикой в стиле первых 3D-шутеров из девяностых выглядят они очень красиво благодаря дизайну комнат, которые далеко не всегда представляют из себя коробки.

Очень часто на уровнях можно увидеть комнаты с подобными необычными, но красивыми формами

Но не надо думать, что раз игра многое взяла из шутеров 90-х, то и играться она будет так же — это далеко не так. Куда больше Dusk походит на перезапуск Doom, нежели на оригинал. Взяв стилистику и идеи вдохновителя Quake, Дэвид очень хорошо наложил их на современные шутерные механики, приправив убойным саундтреком, вызывающим музыкальный экстаз. Расстреливать культистов под бодрый металл доставляет одно удовольствие. Неудивительно что после Dusk композитора Эндрю Хушульта позвали работать над саундтреком к DLC Doom Eternal.

А как тут с разнообразием врагов?

С ними всё очень хорошо: на каждом следующем уровне вас может ожидать новый противник, который способен полностью поменять стиль игры. Допустим, если раньше вы предпочитали идти на таран и держать с врагов на близкой дистанции, то противник Cowgirl, которая отличается своей любовью к гранатомётам, — напротив, заставит вас в ужасе убегать от неё, поскольку её снаряды сносят по 50 очков здоровья. Или Wendigo, который до первого попадания в него абсолютно невидим, приучит вас чаще прислушиваться к окружению и обращать внимание на детали. Работа над ними была проделана колоссальная, в том числе и над внешностью. Враги выглядят необычно и ужасающе. Всё то же самое можно сказать и про боссов.

И если с разнообразием противников всё хорошо, то с оружием уже спорно. С одной стороны, их тут 10, не считая сигары — предмета, восстанавливающего вам здоровье. Но с другой стороны, из оружия у нас есть пистолеты и дробовики, которые совершенно бесполезны против крупных врагов (потому использовать их вы будете только на самых слабых), супердробовик, который полезен только на близких дистанциях (потому к концу игры вы будете использовать его всё реже и реже), а также автомат, винтовка, арбалет, гранатомёт и ракетомёт. И по итогу получается, что чаще всего вы будете использовать именно последние. Конечно, есть ещё серпы и меч, но помните, что я говорил про дистанцию? Так что вы ограничены только этими пятью видами оружия. Тратить ракеты вам вряд ли захочется, поэтому остаётся перебиваться между арбалетом, винтовкой и автоматом, а чаще всего и вовсе только винтовкой и арбалетом, так как среди оружия они — самые универсальные. Винтовка убивает практически любого противника с двух-трёх выстрелов, автомату для убийства крупного противника понадобится потратить большую часть обоймы, что просто не выгодно — лучше оставить его на мелких врагов, ведь с ними он справляется на ура.

Сделать автомат более эффективным, как и любое другое оружие, помогут различные временные улучшения, разбросанные на уровнях. Чаще всего вам будут встречаться улучшения, повышающие темп стрельбы. Что интересно, подобрав два таких апгрейда до того, как закончится его действие, у вас не только продлится время его действия, но и само оружие станет стрелять ещё быстрее. Также есть улучшение, которое замедляет время, когда вы не двигаетесь, прямо как в Super Hot, и то, что позволяет подниматься по стенам, ну и дополнительно то, что даёт ходить по лаве, но встречаются они всего пару раз только в последнем эпизоде.

Но даже если вам, как мне, недостаточно предоставляемого оружия, всегда можно истреблять противников другими методами. Например, противников можно натравить друг на друга, чтобы они сражались между собой. Также отличным вариантом будет закидать всем, что попадётся вам под руку — коробки, бочки, молотки, кубы, и самое эффективное — мыло, которое при попадании буквально наносит противнику миллиард урона.

Самый высокий уровень авто-аима "Постыдный"

Dusk доступен для каждого

Игру очень легко адаптировать под каждого игрока. Во-первых, у Dusk 5 уровней сложности и отдельный режим Intruder. С ним каждый уровень вы будете начинать без оружия — его придётся находить заново. Во-вторых, в игре доступно множество настроек: вы можете выбрать то, насколько сильной у вас будет автонаводка, включить гироскоп (очень советую), подстроить под себя палитру и даже выбрать уровень пикселизации картинки (даже есть режим Duskboy Advance, который похож на то, что можно было видеть в шутерах на GBA).

Я прошёл сюжет, что дальше?

В игре доступен очень затягивающий «Бесконечный» режим. По сути, это простые карты, где вы должны истреблять волны врагов до тех пор, пока не падёте — ставьте рекорды и развивайте свои навыки. Также на Switch была добавлена карта Palace, которой нет в PC версии игры.

Кроме того, по всей игре разбросаны различные секреты, пасхалки и просто шуточки, прямо как в тех же Doom, Quake или Duke Nukem. Учитывая увлекательность уровней в Dusk, возвращаться в них и искать секреты хочется снова и снова. Многие из них неочевидны и дают большое преимущество.

Ещё я мог бы предложить вам пойти в Duskworld — многопользовательский режим, где можно сразиться с другими игроками на аренах, но по непонятным для меня причинам, этого режима попросту нету в версии Dusk для Switch. Огромное упущение.

Резюмируя

Не стоит воротить нос от Dusk, если вы не любите ретро. Дэвид Шимански, внеся очень много различных фишек «для своих», осовременил старые механики Quake и сделал отличный шутер, который может занять вас на часок-другой. Я бы назвал Dusk порционной игрой. Постоянные перестрелки без перерыва немного выматывают, впрочем, как и те игры, на которые опирается Dusk, так что за это её будет странно ругать. Технических проблем в проекте Шимански тоже нет, игра идёт на консоли в 60 FPS как в портативе, так и в стационаре. Dusk можно без зазрений советовать всем любителям шутеров на Switch, особенно учитывая его относительно небольшую цену в 1500 рублей.