Как Fire разожгла огонь Nintendo в Европе
История в честь 37-летия NES в Европе
Ровно 37 лет назад уже покоривший Японию и Америку японский производитель игрушек для детей (и, конечно же, игральных карт для взрослых) отправился покорять Европу. Первым делом, как и полагается хорошим покорителям, были атакованы удалённые регионы: история домашних консолей Nintendo в Европе начинается в Скандинавии. Ведь именно там 1 сентября 1986 года в продажу поступила Nintendo Entertainment System.
Но началось всё пятью годами ранее. В 1981 году тридцатилетний Оуэ Бергстен гулял по Сингапуру, пытаясь скоротать часы до обратного рейса в Швецию. Чтобы провести время с пользой, Бергстен высматривал интересную электронику, которую можно было бы импортировать и продавать у себя на родине. И вот его взгляд привлекла серебристая коробочка с экраном и надписью Fire. Бергстен как-то слышал, что за LCD-играми будущее, поэтому приобрёл необычное устройство под названием Game & Watch и отправился в аэропорт.
Полёт прошёл незаметно. Ведь всё время Бергстен спасал незадачливых человечков от пожара, с каждой попыткой набирая всё больше и больше очков. Сомнений не осталось, эта вещица должна появиться в Швеции. И вернувшись домой, Бергстен отправляет в Японию первый факс. Ответа не было. Второй факс, затем третий, в итоге один из сотрудников японского офиса Nintendo заметил эти сообщения, и Бергстен получил свой первый ответ.
«Каковы масштабы вашей компании "Бергсала"?» — интересовался сотрудник. Бергстен недолго думая ответил: «У нас довольно большой бизнес», хотя на самом деле «Бергсала», компания, основателем которой он был, владела лишь несколькими магазинами электроники и изредка занималась импортом интересных девайсов из Азии.
Но в начале 80-х возможностей быстро проверить правдивость слов Бергстена у Nintendo не было, поэтому в Японии были убеждены, что заключают сотрудничество с действительно крупной фирмой. И первые 250 экземпляров Game & Watch отправились в Европу. Но оказалось, что шведы не впечатлились новой игрушкой: для неискушенной в электронных играх публики Game & Watch казалась странной и неоправданно дорогой.
Бергстен уже думал об окончании сотрудничества, но один из его друзей вернулся из Гонконга с новой моделью Game & Watch, с экраном пошире, с цветными рисунками и золотым корпусом. И Бергстен понял, что это ещё не конец. Он покупает самые дешёвые билеты в Японию, какие только мог найти, решая посетить за два дня Токио и головной офис Nintendo в Киото, но за день до вылета назначается внеплановое техобслуживание самолетов определённой модели (Бергстен, конечно же, должен был лететь на этой модели), в итоге рейсы задерживают и в Японии у Бергстена остаётся лишь один день. Токио отменяется, а офис в Киото остается единственной точкой назначения.
Но на этом приключения не закончились. Прилетев в Японию, Бергстен узнаёт, что в стране праздник и офис не работает. Выбора нет, возвращаться в Швецию с пустыми руками бессмысленно, и приходится снова прибегнуть к хитрости и лжи. Кое-как договорившись о переносе рейса, Бергстен, наконец, добирается до Киото.
И начались переговоры. Бергстен, владелец небольшой сети магазинов электроники, сначала узнал, можно ли распространять Game & Watch в Швеции. Затем увеличил масштаб и спросил про Скандинавию. А потом и про всю Европу целиком. Казалось, что всё идёт прекрасно, но потом сотрудник Nintendo сказал: «Минимальное число устройств, которое вы можете заказать — 10000».
Вернувшись домой в Швецию, Бергстен провел немало времени, обзванивая банки в поисках денег, и в итоге заказал 10000 устройств у Nintendo, не смотря на проблемы с продажей первых 250 копий. А потом, по известной только одному ему причине, заказывает еще 20000 Game & Watch.
1981 год подходил к концу, устройства прибыли в Швецию и надо было начинать их продавать. Бергстен снова начинает переговоры и, наконец, находит ритейлера, который готов взяться за продажу Game & Watch. И успех пришёл. И ещё какой. К началу 1983 года «Бергсала» продала 1,7 миллионов Game & Watch в одной только Швеции. А население страны в это время было всего лишь 8,3 миллиона человек.
Тем временем, Famicom уже вышла в Японии и Бергстен начинает очередные переговоры. На этот раз, о распространении Famicom в Европе. Но осторожная Nintendo не торопится с этим, особенно после краха западной видеоигровой индустрии, произошедшего как раз в 1983 году. Однако после успеха NES на американском рынке в 1985, Nintendo уже более благосклонна и, наконец, 1 сентября 1986 года NES выходит в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии. «Бергсала» смогла продать минимум миллион консолей, а на новостную рассылку компании на пике было подписано около 450000 человек.
Уже потом, в 1987 году NES доберётся до Германии и Франции, в 1990 будет основана Nintendo of Europe. Но история Nintendo в Европе началась в Швеции с одной большой лжи Оуэ Бергстена. И насколько же эта ложь была успешной!