Обзор: Black Book
В августе этого года про Black Book говорили все. Славянская RPG, выпуск которой стал возможен благодаря успешной кампании на Kickstarter, покорила сердца многих отечественных игроков — и я не стала исключением. Студия с говорящим названием Morteshka действительно проделала титаническую работу, пропитав своё детище русским фольклором и подав его в интересной игровой форме. Не всё задуманное, конечно, получилось, однако Black Book можно смело назвать обязательной к ознакомлению тем, кто так или иначе хочет прикоснуться к славянской мифологии.
Сюжет рассказывает о Василисе — юной векшице (или ведьме, если говорить «по-книжному»), которая потеряла своего возлюбленного и не хочет с этим примириться. Девушка планирует вернуть суженого с того света, и в этом ей должна помочь Чёрная книга — старый артефакт, спрятанный за семью печатями. Говорят, если открыть каждую печать, то книга исполнит любое желание, чем Василиса и решила воспользоваться. Так начинается долгое путешествие главной героини по Пермской губернии – глубинке России 19 века, наполненное разнообразными быличками, суевериями и, разумеется, нечистой силой.
Black Book — сюжетно-ориентированная игра с большим количеством текста, элементами RPG и карточной боевой системой. В ней вам предстоит очень много читать, хотя изредка разработчики всё-таки дают возможность побегать за Василису на ограниченных локациях и, конечно же, вступить в бой с чертями и прочими недоброжелателями. Часто придётся принимать решения о том, куда пойти, что сказать и как поступить — от ваших деяний и количества греховных поступков будет зависеть концовка игры. Правда, так просто отыграть «добрячку» не получится: результаты некоторых ответов весьма непредсказуемы. А ещё в Black Book присутствует механика личных бесов, которые так и норовят напакостить сельским жителям (и подпортить рейтинг хозяйки), но о ней позже.
За последние несколько лет игры с карточной механикой произвели настоящий фурор, хотя и начали немного надоедать. Black Book пошла по тому же пути и представила нам боевую систему с использованием карт. Обыграно это так: во время боя Василиса использует Чёрную книгу и читает заговоры, которые состоят из «приказов» и «ключей». Они делятся на светлые, которые защищают и лечат героиню, и тёмные, которые наносят урон и порчу противникам. За один ход можно применить и те, и другие. Чем дальше вы двигаетесь по сюжету, тем больше карт с разными свойствами станет доступно. Следить за составом колоды и вовремя обновлять её обязательно, особенно перед битвами с боссами: такие схватки мало того, что довольно сложные, так и весьма продолжительные – одного босса из-за часто повторяющихся действий вы можете бить не один десяток минут. Здесь бы помогла кнопка ускорения (анимация заклинаний весьма неторопливая), которая пока не предусмотрена.
Стоит также отметить, что боевая система не всегда справедлива к игроку. Сложность действительно колеблется, а некоторые монстры ощущаются несбалансированными. Разработчики уже выпускали несколько обновлений, чтобы исправить ситуацию, но игрокам, не особо знакомым с карточными боевыми механиками, я бы посоветовала начать игру на низкой сложности, благо в любой момент её можно увеличить. Да, многие бои здесь можно пропустить благодаря красноречию Василисы (либо партии в «Дурака»), но пресловутые битвы с боссами миновать не получится.
К каждому большому заданию главная героиня готовится в родной избушке — местном хабе, где можно пообщаться с другими персонажами, взять дополнительные задания и разобраться с личными чертями. Согласно поверьям, каждому уважающему себя колдуну служат приспешники — и Василисе тоже. Чертей этих хлебом не корми, а дай над людьми поизмываться: то урожай испортить, то в свекровь вселиться, то ещё что. Если отправить бесов на такую работу, то карма у главной героини изменится в худшую сторону, если воздержаться — черти наложат негативные эффекты в бою. Согласитесь, оба исхода не сахар.
Студия Morteshka родом из Перми, откуда и черпала вдохновение. В Чердынском уезде, который нам предстоит изучать, постоянно случается какая-то чертовщина: то в девушку икотка вселится, то банница свирепствует, то русалка молодых парней в себя навечно влюбит. Игроки запросто могут заблудиться в новых для себя словах, поэтому разработчики предусмотрели «Именослов» — специальный игровой раздел, где находится энциклопедия и расписаны былички. Тем, кто так или иначе интересуется родным фольклором, здесь будет особенно интересно, ведь при создании этого раздела разработчики обращались за помощью к опытным антропологам.
Визуально Black Book выглядит и звучит хорошо. Практически весь текст в игре озвучен на очень высоком уровне, поэтому проматывать диалоги лишний раз не хочется. Особо хочу отметить голоса Василисы и суседки Прошки — пожалуй, именно таким тоном и говорили бы коты, если бы умели это делать. К графике, конечно, могут возникнуть претензии из-за угловатых 3D-моделей, у которых недостаточно деталей, однако дизайнеры мастерски поработали со светом и тенью так, что шероховатости не особо бросаются в глаза.
На Nintendo Switch играть в Black Book комфортно — более того, ей весьма подходит портативный формат. С несколькими нюансами, впрочем, мне пришлось столкнуться: к примеру, в бою описание некоторых карт просто-напросто не влезает в экран консоли. При возвращении в игровую сессию после того, как Nintendo Switch побывала в спящем режиме, игра не пускала меня дальше, так как просто зависала на одном месте. Это лечится перезагрузками, но, надеюсь, в следующих обновлениях это исправят.
Black Book — образцовая инди-игра, которая выполняет сразу две функции: развлекает и обучает. Я бы порекомендовала её всем, кто так или иначе интересуется культурой нашей родины и хочет окунуться на пару веков назад, чтобы узнать, а чем вообще раньше жили люди. Гордость берет за то, что такие жемчужины создаются в России. Надеюсь, студия Morteshka и в дальнейших своих проектах продолжит прививать любовь к родному краю.
Копия игры для рецензии предоставлена издателем.