Обзор: Quake (ремастер 2021 г.)

Про историческую ценность Quake можно рассказывать часами. Многие технологии 3D-графики и идеи, которые в современных играх мы принимаем как данность — от записи геймплея до сетевых матчей, — впервые были опробованы именно в Quake. Да что там, от Quake ведут родословную целые семейства игровых движков: от Source до движков Call of Duty. Впечатляющее резюме для линейного шутера с такой вымученной историей разработки.

На самом деле амбиции id Software поначалу были гораздо масштабнее: после псевдо-трёхмерной DOOM II в поколение 3D-графики мастера бензопилы и шотгана хотели войти с большой сюжетной экшен-RPG, вдохновлённой партиями в Dungeons and Dragons, которые не раз разыгрывал сооснователь компании Джон Ромеро, и книгами Лавкрафта, которыми увлекался дизайнер Сэнди Питерсон.

Но всё пошло не так: в id царил хаос. Джон Кармак и другие программисты не успевали закончить новый движок, а Ромеро был занят продюсированием других проектов и прожиганием остатков времени в своё удовольствие. Сроки поджимали, и идея экшен-RPG отправилась на свалку. Вместо неё компания решила сделать простой, но энергичный шутер, больше похожий на DOOM, чем на D&D. После двух турбулентных лет Quake наконец-то попала на прилавки магазинов.

Жёсткие дедлайны и технические ограничения дали о себе знать: по сравнению с DOOM, Quake получила ряд даунгрейдов и упрощений. Из игры убрали даже автокарту и кнопку «использовать» по настоянию Джона Кармака. Не то, чтобы они были очень нужны: геометрия уровней стала сложнее, но при этом меньше по площади, чтобы не занимать слишком много места в памяти, а все переключатели и двери открываются выстрелами или при приближении.

Но мысли об этих проблемах по большей части исчезают, когда погружаешься в игру с головой. Об отсутствии автокарты даже не думаешь: продуманный дизайн уровней Quake проведёт тебя по игровому миру и без навигатора. Каждое местечко дышит атмосферой лавкрафтовского хоррора и средневекового фэнтези, смешанными с кибернетическими угрозами из научной фантастики и отпечатками сатанизма, оставшиеся со времён DOOM.

Архитектура игры заслуживает отдельного упоминания: кишащие монстрами коричневные замки и пещеры идут бок о бок с космическими базами с агрессивными солдатами и абстрактными ветряными тоннелями. Эти диссонансные на первый взгляд темы умудряются дополнять друг друга, как симфония из низкополигональной графики и lo-fi текстур.

Однако внешний вид этих локаций — это ещё не всё. В отличие от DOOM и его клонов, Quake более вертикальная игра, которая хочет, чтобы игрок исследовал все высоты и пучины её карт. Персонаж умеет не только бегать, но и прыгать, плавать и свободно смотреть вверх и вниз. Игра при этом настаивала на использовании мыши для управления обзором — для шутеров на ПК это всё ещё было в новинку. По умолчанию mouselook был отключен, но практически все геймеры рано или поздно эту опцию включали.

На смену саундтреку, вдохновлённому... или, скорее, нагло украденному у Slayer, Metallica, Iron Maiden и других легенд хеви-метала, пришла система звуковых элементов от Трента Резнора из группы Nine Inch Nails, которая придала визуальному дизайну Quake дополнительную текстуру и связала локации индустриальным эмбиэнтом, создавая мрачную атмосферу.

Но самое главное — геймплей игры.

Да, шероховатости у Quake действительно есть. К примеру, из-за слабости железа ПК 90-х количество врагов на экране заметно сократилось: за раз на вас может напасть не более десятка недругов. Чтобы уравновесить отсутствие толпы монстров, каждому из них добавили больше здоровья: рядовые пехотинцы, к примеру, выдерживают в два раза больше выстрелов из дробовика, а двустволка теперь не выносит целые скопления врагов с одного залпа, как в DOOM II. Скорость передвижения игрока тоже уменьшили из-за того, что размер карт стал меньше предшественников — в Quake нет таких обширных пространств, как можно найти в более масштабных картах из классических DOOM или их клонов. Количество улучшений на выбор осталось примерно одинаковым: в помощь игроку на уровнях спрятаны биокостюмы (помогает под водой и в ядовитых жидкостях), кольца теней (невидимость), Quad Damage (4X урона) и пентаграммы защиты, дарующие неуязвимость.

В арсенал тоже внесли коррективы: пистолет ушёл на пенсию, а бензопила и вовсе исчезла. Для ближнего боя имеется только слабый топорик. Основу арсенала теперь составляют дробовик, гвоздемёт (играющий роль пулемёта, но стреляющий скобянкой, которая летит медленнее пуль и картечи) и гранатомёт. Каждая пушка имеет улучшенную версию: супердробовик/двустволка, супергвоздемёт и ракетомёт соответственно. Однако «стандартные» варианты оружия не теряют своей ценности даже после того, как вы найдёте их супервариант: простой дробовик на дальнем расстоянии имеет куда меньший разброс дроби, чем двустволка, супергвоздемёт пускай и мощен, но может сожрать весь боезапас за несколько секунд, а гранаты куда лучше справляются с врагами за углами и укрытиями, чем ракеты. Кстати, урон по себе от взрывов в Quake намного меньше, чем в DOOM — разработчики были милосердны к игрокам.

Отдельно в арсенале стоит молниемёт, местное BFG. Он наносит массу урона электрическим разрядом, сжигает боезапас за считанные секунды и отлично расправляется с большими врагами. Только не используйте его в воде.

Но это придирки. Одно дело анализировать систему Quake под микроскопом, а другое — играть в неё. И играть в Quake всё ещё круто. id Software даже с такими ограничениями смогла создать игру, которая сносит крышу своим драйвом и в которой хочется оставаться. Каждый выстрел радует своей отдачей. Враги разлетаются по стенам на кровавые куски. Левел-дизайн интригует своими трюками и секретами. Саундтрек Резнора леденит кровь. Все четыре оригинальных эпизода проходятся на одном дыхании. Подводят только сюжет (точнее, его полное отсутствие) и боссы. Настоящих боссов в оригинальной игре всего два, один из них до неприличия прост, и ни с одним из них вы не вступаете в непосредственную схватку лицом к лицу. Увы.

Но даже с подрезанными крыльями Quake смогла взлететь. Игра стала хитом с культовым статусом в 1996 году и была портирована на множество платформ: от Mac до Sega Saturn и Nintendo 64.

Однако релиза на современные консоли ждали долго, так как доступные версии в Steam и для старых приставок оставляли желать лучшего.

Ситуация изменилась в этом году, когда id Software совместно с Nightdive Studios и Machine Games выпустили ремастер Quake. Сказать, что это превосходная версия Quake — ничего не сказать. Ремастер Quake — это плод любви к классике жанра, созданный людьми, которые выросли на оригинальных версиях игры и теперь хотят поделится ей с новым поколением.

Quake на Nintendo Switch — наверное, лучшая консольная версия Quake. Игра идёт в 60 fps в Full HD, запинаясь лишь в очень ожесточённых боях со всеми включёнными эффектами. Настройки графики и звука управляются как пожелаешь: при желании можно заставить Switch воспроизводить ту же картинку, какую бы выдавал Pentium в 1996 году: с низким разрешением, пиксельными текстурами и «рубленной» анимацией. Но не обошлось и без ремастеринга: качество текстур слегка подтянули, в игру добавили модели оружия и персонажей более высокого качества, эффекты motion blur и обновлённое цветное освещение а-ля Quake 64 — все, разумеется, можно отключить в меню в угоду пуристам. Лично мы оставили улучшенные модели на месте — в оригинальную стилистику игры они вписываются настолько хорошо, что поначалу можно даже не заметить, что игру как-то обновили.

Управление движением доведено почти до такого же уровня, как в Splatoon 2, и без него играть в такой энергичный шутер даже не хочется. Игра даже выделяет отдельную кнопку под центрирование камеры — роскошь, которую, почему-то, себе не смогли позволить порты DOOM 2016 и Eternal, а также Wolfenstein II и Youngblood.

Как и порты DOOM и DOOM II, Quake поддерживают одобренные id и Bethesda дополнения. На данный момент аддонов от коммьюнити в этом меню нет, но есть воссозданный на новой платформе Quake 64. Эта версия игры отличается своим визуальным оформлением и левел-дизайном, а саундтрек к ней писал не Трент Резнор, а Обри Ходжес, композитор DOOM для PS1 и DOOM 64. В его исполнении музыка Quake стала менее агрессивной, но всё ещё жуткой и атмосферной. Ощущение игры на Nintendo 64 разработчики также решили передать при помощи фильтра, имитирующего ЭЛТ-экран. Милый штрих, но, к сожалению, этот эффект, в отличие от остальных, в меню графики отключить нельзя.

К слову о дополнениях. Помимо 4-х классических эпизодов ремастер Quake включает в себя расширения Mission Pack 1 и 2, а также дополнения Dimension of the Past и Dimension of the Machine от MachineGames. И если наборы Mission Pack сами по себе довольно проходные, то дополнения от разработчиков перезапуска Wolfenstein стоят вашего внимания куда больше. Отдельно от всех стоит Dimension of the Machine: по своей длине она тянет на полноценную кампанию, а дизайн карт не просто продолжает идеи Quake, а развивает их, не ограничиваясь техническими ограничениями ПК 90-х. Но не думайте, что этот эпизод полностью переизобретает геймплей — это всё ещё Quake, пускай и куда более продвинутый. Обязательно пройдите его после того, как закончите с основной кампанией.

После одиночной кампании обязательно загляните в мультиплеер. Классический deathmatch даже спустя 25 лет не устарел и продолжает радовать своей скоростью и яростными схватками. В ремастере на Switch предусмотрены как локальная игра на одной консоли (до 4 человек), так и онлайн. Кстати, в нём поддерживается не только deathmatch, но и кооперативный режим. Сетевой код работает отлично (но пожалуйста, воспользуйтесь Ethernet-входом в доке Switch OLED или LAN-адаптером — WiFi на Switch может принести кучу неприятных сюрпризов). Играть можно как на специальных картах для многопользовательского режима, так и на приспособленных под deathmatch уровнях из одиночной кампании. Есть и поддержка кроссплея с другими платформами, и голосового чата. В недавнем патче также добавили улучшенных ботов — на случай, если вам не хватает друзей, или вы хотите попрактиковаться перед выходом в онлайн.

Пожурить можно здешний мультиплеер только за отсутствие пользовательских модов, которые сейчас стали обязательной частью онлайн-шутеров: например, режимов командных боёв или захвата флага. Надеемся, что их, как и пользовательские аддоны, добавят в скором времени.


Quake — это редкий образец игры, которая смогла не просто пережить «производственный ад», но и изменить игровую индустрию на выходе. Это была последняя игра, которую создавали id Software в классическом составе: большинство сотрудников, недовольные процессом разработки, покинули студию. Среди них был и Джон Ромеро, который вместе с коллегой Томом Холлом создал студию Ion Storm. Компания Ion Storm позднее создала культовую Deus Ex и печально известную Daikatana. Да и жанр шутеров не стоял на месте.

Конкуренты в лице PowerSlave, Duke Nukem 3D и Strife экспериментировали с интерактивными мирами, открытыми уровнями и возможностями игрока. Уже в 1996 году формат камерного линейного шутера без сюжета и особой интерактивности мира казался слегка устаревшим. Но глядя назад, id смогли проторить дорогу в свое будущее и будущее игровой индустрии. И в процессе создали увлекательную игру, которая несмотря на свой возраст и кажущуюся простоту удивляет глубиной и дизайном, которые выдержали испытание временем, что лишний раз подтверждает превосходный ремастер.