Обзор: Shin Megami Tensei V. Лучшие друзья демонов — макка и миманы

Честно признаться, к материалу по Shin Megami Tensei V я пытался подойти с максимальной осторожностью: игра объемная, серия известная и старая, а фанатское сообщество обширное и крайне щепетильное.

Я сразу сделаю небольшую оговорку: SMT V — первая моя игра в серии. Поэтому в этом обзоре вы не увидите никакой ретроспективы или подробного разбора различий и сходств между частями. Тут я подхожу к игре с чистым листом, любовью к жанру JRPG и, особенно, пошаговым его представителям. Также у меня имеется определенный багаж ожиданий.

Что в этом багаже? Желание получить добротную и хорошо «сбитую» пошаговую JRPG, где геймплей и сюжет достойно сольются воедино.

Но что я получил в итоге?

С точки зрения игрового процесса SMT V до последней цифры в коде — типичная JRPG со всеми вытекающими положительными и отрицательными сторонами жанра: сюжет — классическое противостояние «инь» и «ян», где НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО; музыкальное сопровождение состоит из атмосферных композиций, звучащих во время исследования локаций, и относительно бодрых тем битв, отдающих роком; протагонист — безымянный молчун; сохраняться позволяют только в определённых местах; и, конечно же, пошаговая боевая система.

Однако «боевка» — это одна из тех изюминок, которые выделяют SMT V.

Бой разделяется на два сегмента: ход игрока и ход противника. На каждого члена команды игрока выдается по одному очку действия. Их количество может быть увеличено за счет критического попадания по противнику или удара по его слабости. Однако оно также может быть уменьшено в случае, если противник заблокировал, поглотил или отразил атаку. Промах со стороны атакующего члена команды тоже приводит к потере очков хода. Все эти правила, кроме количества очков действий, справедливы и для противника.

За счет такого подхода каждый бой становится испытанием для ваших умений и дальновидности. Как хорошо вы изучили ваших врагов? Насколько подготовлена ваша команда?

К слову о команде. Мир SMT V — это постапокалиптический Токио, где за двадцать лет до событий игры произошла масштабная битва, в результате которой город почти полностью разрушился. «Настоящий» Токио, населенный демонами, существует параллельно «иллюзорному», созданному божественным чудом, в котором до сих пор живут люди.

В контексте игры демон — это не привычный нам обитатель ада, а религиозный, мифический, исторический или фольклорный персонаж. Все они и есть ваши будущие сопартийцы. Кого-то из них вы можете завербовать в ходе прохождения, однако большую часть, особенно речь касается самых мощных демонов, вам придется создавать самим.

Все это приправлено «лунной» механикой. Фазы Луны, которые сменяют друг друга в зависимости от пройденных героем шагов, влияют на настроение демонов при вербовке и результат «слияния»: в новолуние демонов нельзя вербовать, а шанс изменения при слиянии минимален; в полнолуние-же демоны очень активны и враждебны, а итог «слияния» крайне нестабилен. И только между этими двумя фазами все относительно стабильно.

Сама вербовка в игре происходит посредством короткого диалога между протагонистом и противником. Демон может предложить вам «пожертвовать» чем-то небольшим, и если ваше пожертвование его устроит, он подчинится вам.

Для «слияния» и связанных с ним возможностей существует отдельная хаб-локация — Мир теней. Процесс слияния демонов осуществляется хозяйкой этого мира, Софией. И занимается они этим крайне пафосно. Помимо этого, в Мире теней также можно зарегистрировать (читай: сохранить) своих демонов, изучить «чудеса» и  получить новые способности за счет эссенций. Обо всем по порядку.

Слияние — процесс, в котором за счет имеющихся у вас на руках демонов создаются новые, более сильные. В ходе слияния вы можете перенести способности базовых демонов к созданному, таким образом собирая под себя ультимативную боевую единицу. Слияние разделяется на обычное и специальное. Для специального  необходимы конкретные демоны, а саму возможность такого слияния можно получить в ходе прохождения основного сюжета или завершения сторонних заданий.

Чудеса — это пассивные способности протагониста, сильно изменяющие геймплей. Поэтому самые лучшие из чудес — самые дорогие. Изучаются эти чудеса за счет одной из двух игровых валют — «Славы». И, в отличии от обычных денег, получить ее в нужном количестве нелегко. Кроме того, новые чудеса открываются только после зачистки демонического «гнезда», которое, по сути, представляет собой аналог «вышек» из различных игр.

Эссенции-же полностью оправдывают свое название: это предмет, который содержит в себе все способности демона. Чем он сильнее, тем тяжелее ее получить. Самый легкий способ — повысить уровень демона. Однако эссенции также можно просто купить в магазине.

Магазин в SMT V — тоже отдельная хаб-локация, именуемая «логовом кадавра» (Cadaver’s hollow), где заправляет бал самый настоящий кадавр — Густав.

В логове можно не только приобрести эссенции, но и продать найденные вами предметы и купить нужные за макка — основную валюту в игре. По ходу развития сюжета список возможностей для покупки будет увеличиваться. Так же Густав в начале игры даст вам задание на поиск своих помощников, миманов — маленьких красных гуманоидов. Всего их 200, и за каждую пятерку у Густава можно потребовать награду. Поверьте мне, ради таких наград стоит попотеть.

Доступ в логово и мир теней возможен только через «источник» (leyline fount), который также представляет собой точку сохранения. Источников много, и с их помощью можно перемещаться как в пределах одной локации, так и между ними. Это очень помогает, ведь мир SMT V обширен, и бегать по нему на своих двоих, выполняя задания, порой крайне утомительно.

Всего игра предлагает нам 4 основные локации для исследования, которые кардинально отличаются друг от друга. И, честно признаюсь, от каждой локации я в восторге — в визуальном плане. Однако, если вы, как и я, любите исследовать все уголки карты, готовьте успокоительное. В первую очередь потому, что игра страдает от ужасных проблем с навигацией: по карте крайне тяжело понять, откуда можно пройти в конкретную точку, а откуда — нельзя, и в большинстве случаев приходилось ориентироваться на местности по факту, падая и поднимаясь по десятку раз.

При этом исследовать карту все равно интересно: множество секретов, спрятанные сокровища, сторонние квесты, ну и, конечно же, поиск миманов. Помимо вышеуказанного, к вам часто по сюжету или в ходе выполнения заданий будут приставлять «помощника», который может находить закопанные предметы. Большинство из находок — мусор, однако среди них могут попадаться предметы, увеличивающие различные характеристики демонов и протагониста, такие как благовония, сутры и бальзамы. В редких случаях вы можете столкнуться с прячущимся противником. Зачастую это особый тип врагов — митамы. У этих демонов каждый раз меняются слабости, а остальные типы атак они блокируют, поэтому с ними крайне тяжело управиться в первой части игры. Зато награда с них выпадает соответствующая: в зависимости от их типа, могут выпасть предметы на продажу, кристаллы Славы, «гримуары» и «евангелия». Последние два повышают уровень демона и протагониста при их использовании.

Сюжет, как было сказано ранее, представляет из себя столкновение противоборствующих сил, где позиция каждой из них понятна и проста, однако методы их достижения не соответствуют общепринятым понятиям добра и зла. Поэтому в SMT V силы именуются как «Хаос» и «Порядок», дабы подчеркнуть, что Хаос не всегда зло, а порядок — добро. И из этого противостояния строится вполне обыденная и изначально понятная цель игры: пройди свой путь и выбери сторону. И к концу, лично мне, сделать выбор было совсем не легко.

А что же главный герой ? Он — Нахобино, существо, равное богу, и стоящее выше всех остальных демонов. Вот почему его решения могут сильно повлиять на исход противостояния сторон! Как так получилось с обычным школьником, я рассказывать не буду, ибо спойлеры, но посыл очень интересный.

Остальные персонажи в SMT V, несмотря на отличный дизайн, по своей сути картонки: вы не чувствуете никакой синергии между условными товарищами и главным героем, ведь ее просто нет. Да и по факту, сюжет нужен просто для того, чтобы объяснить необходимость исследования локаций. Как незримая нить, которой нужно держаться, однако это лишь малая часть клубка, именуемого SMT V.

И клубок этот был бы великолепен, если бы не одно «но»: техническое исполнение. У игры серьезные проблемы с оптимизацией под железо Nintendo Switch, а ведь она, прости Господи, эксклюзив консоли!

Кадры часто проседают, модели демонов на карте дергаются, имеются «классические» квадратики вокруг персонажей и редкие, но заметные «тормоза» в ходе боя. И если в портативном режиме эти проблемы не бросаются в глаза, то в стационарном они доставляют дискомфорт. Также при игре в стационарном режиме невозможно использовать Bluetooth-наушники. Нет, не из-за «софта», а просто физически вам будет некомфортно от того качества звука, который выдает вам игра: постоянные хрипы, постукивания в ушах. Я пробовал несколько устройств, подключал их через официальную функцию в Nintendo Switch и китайский адаптер, результат оставался одинаковым.

И все эти проблемы особенно выделяются на фоне того, что перемещение по локации с помощью источников происходит мгновенно, а загрузка любой другой локации не занимает много времени. То есть разработчик технически имел возможность оптимизировать и остальные игровые элементы, но по какой-то причине этого не сделал.

Но даже учитывая все вышеуказанное, Shin Megami Tensei V — моя личная игра 2021 года. Статью я планировал написать только после получения всех возможных концовок, однако мои основные впечатления и претензии к игре не изменились в ходе повторного прохождения, поэтому я пишу ее сейчас. Игра подойдет всем тем, кто любит жанр JRPG либо ждал игру, которая позволит всецело окунуться в жанр. SMT V не лишена гринда, но ей, как по мне, это идет только на пользу. Она ощущается целостной, в ней нет лишних или плохо работающих механик, а возможность полностью подстроить команду и главного героя под свой стиль игры — очень крутая для JRPG.