Почему саундтрек NEO: The World Ends With You — это мой личный альбом года

Или как Такэхару Исимото вернул мне 2008.

Мои музыкальные вкусы начали формироваться в 2008 году. Именно тогда в моем доме появился интернет и местные локальные сети, в которых можно было легко найти всё, что захочется. Это касалось и музыки. И в тот год, когда крупнейшим событием в жизни моего родного города стал приезд знаменитых Scorpions, я не мог не проникнуться шармом рок-музыки того периода.

Год за годом я искал новые группы, которые могли бы вызвать у меня в душе отклик. Одни любимчики сменяли других, некоторые коллективы отдалялись от моих вкусов и со временем покидали музыкальную библиотеку, но на их место нередко приходили другие. Основной список любимых исполнителей в жанре традиционной для начала 2010-х альтернативы сформировался у меня году к 2014 — именно тогда я начал расширять свои музыкальные взгляды. И именно тогда, в моём понимании и понимании многих, мейнстримная рок-сцена начала меняться.

Многие из моих любимых групп начали менять звучание: кто-то уходил в сторону более мягкого звука, кто-то полностью изменял жанр. Некоторые фанаты в таких случаях говорят, что, мол, их некогда любимые группы «опопсели». Я этот термин не люблю: движение вперёд — это неотъемлемый процесс, без которого коллектив просто потеряет эффект новизны. Но факт остался фактом — к 2020 году в моих плейлистах появились совсем другие Poets of the Fall, Three Days Grace и Asking Alexandria, которые кардинально отличались от тех, какими они были тогда, в 2008. И не то чтобы их новые работы мне не нравились, просто иногда хочется, чтобы популярные группы когда-нибудь решили сделать то, за что ты полюбил их именно тогда, много лет назад.

И казалось бы, при чём тут продолжение культовой японской игры 2007 года? Просто композитор NEO: The World Ends With You Такэхару Исимото своей музыкой вернул мне тот самый 2008 — причем с лихвой.

Для Исимото оригинальный The World Ends With You не был первой работой под крылом Square Enix: с 1999 года он программировал синтезаторы для таких игр, как Front Mission 3 и Final Fantasy X, а в 2004 занял пост композитора мобильной игры Before Crisis: Final Fantasy VII и OVA Last Order: Final Fantasy VII. The World Ends With You стала его первым крупным проектом, и на нем он развернулся по полной: позвал соратников из своей группы SAWA, включая вокалистку Саву Като, и, вдохновляясь современными на тот момент трендами хип-хопа и поп-музыки, выдал уникальный для своего времени саундтрек, который идеально сочетался с внешним видом игры и её игровым процессом.

Главная тема The World Ends With You – Twister

The World Ends With You, как и её саундтрек, получила культовый статус, а Исимото мгновенно стал одним из наиболее важных для Square Enix композиторов. В последующие годы он продолжил работать над расширенной вселенной Final Fantasy VII, написав саундтрек к Action-RPG Crisis Core: Final Fantasy VII, поработал с легендарной Ёко Симомурой над играми серии Kingdom Hearts и создал музыкальное сопровождение как к Final Fantasy Type-0, так и для её HD-переиздания. И несмотря на то, что Исимото покинул компанию в 2017 году, став после этого фриланс-композитором, он продолжил активно работать со Square Enix.

Естественно, на протяжении всего этого времени композитор не забывал и про The World Ends With You: Исимото писал новые треки и для переиздания игры на смартфоны, и для Final Mix, вышедшей на Nintendo Switch. В 2012 году после распада SAWA он вместе с Савой Като основал новую группу The Death March, с которой гастролировал по стране, исполняя песни из The World Ends With You. И, разумеется, он вернулся к роли композитора и для аниме-адаптации оригинальной игры, и для полноразмерного продолжения.

Опенинг NEO: The World Ends With You

Скажу сразу: я не особо много поиграл в NEO: The World Ends With You. Но у меня и нет желания рассматривать её саундтрек как часть общей картины игры. Нет, я называю её саундтрек своим любимым альбомом 2021 года не из-за того, как эта музыка звучит внутри игры. Всё с точностью до наоборот: саундтрек NEO вызвал у меня мощные эмоции даже без какой-либо привязки к внутриигровым событиям.

Итак, к чему была эта тирада про формирование моих музыкальных вкусов? Просто саундтрек NEO насквозь пропитан духом альтернативы и поп-музыки нулевых. Пропитан настолько, что при прослушивании половины треков я сидел как Леонардо Ди Каприо в том самом меме, подмечая, насколько же те или иные треки звучат похоже на тех исполнителей, которых я так обожал в подростковом возрасте.

Вот взять, например, Storm и Kill the Itch. В основе этих песен лежат мощные, но тягучие гитарные мотивы, речитатив в куплетах и драйвовые стадионные припевы. И оба этих трека прям навевают воспоминания о золотых годах Papa Roach, хотя даже вокалисты в них разные: в Storm поёт Джесси МакФейдин из группы Rize, а в Kill the Itch — Мас Кимура из Nothing to Declare. В Kill the Itch, кстати, закрывающий рифф очень сильно напоминает песню Psycho группы Muse.

Композиция Kill the Itch из саундтрека NEO: The World Ends With You

Дальше — больше: Your Ocean и Scramble похожи одновременно на несколько поп-рок групп с женским вокалом, вроде Paramore или Tonight Alive. Insomnia — это практически Depeche Mode времен 2004 года, когда они выпускали ремикс Enjoy the Silence с Майком Шинодой из Linkin Park. К слову о них, Breaking Free, одна из мощнейших тем в игре, напоминает одновременно Linkin Park, Rise Against и Crush 40, а в комментариях на YouTube вокал Маса Кимуры в этом треке сравнивают с голосом фронтмена Staind Аарона Льюиса.

Композиция Breaking Free из саундтрека NEO: The World Ends With You

Более того, Исимото не ограничивается отсылками к музыке нулевых: Rockin’ Rockin’ и Last Call в исполнении певицы армяно-японского происхождения Стефани Топалян явно вдохновлены шугейзом, а в жестокой We’re Losing You прослеживаются отсылки на классическое творчество Metallica и Slayer.

Но не только за счет отсылок на чужое творчество живет саундтрек NEO. Немалую часть альбома составляют ремиксы на песни из оригинальной TWEWY и её переизданий — и с ними тоже всё достаточно интересно. Некоторые треки просто немного причесали, изменив инструментал и перемикшировав, за счёт чего Ooparts, Hybrid или даже культовая Twister в NEO звучат практически как версии из оригинальной игры, только чуток лучше.

Композиция Ooparts (NEO Mix) из саундтрека NEO: The World Ends With You

Некоторым песням повезло чуть больше. Transformation, например, в Neo получила совершенно новый инструментал, который хоть и следует оригинальной песне, но гитарный звук здесь не давит слушателя стеной, а на фоне можно услышать скрипки и пианино, которые придают и без того мощной изначально песне совершенно эпическую энергетику. Three Minutes Clapping же приблизилась по звучанию к живому исполнению и инструментально стала заметно легче, что, впрочем, песне ни капли не вредит.

Композиция Transformation (NEO Mix) из саундтрека NEO: The World Ends With You

Но мой фаворит — это, конечно, Owari-Hajimari. Оригинальная песня ни в коем случае не была плохой, но в ней было, считай, не за что зацепиться, кроме великолепной читки Камерона Стротера. NEO превратил эту довольно стандартную хип-хоп композицию в невероятную рэп-рок песню с множеством необычных идей: тут и цепляющий гитарный рифф, и слэп бас наряду с акустической гитарой в куплетах, и абсолютно новый бридж, который въедается в голову после первого же прослушивания, и, конечно, столь же прекрасный рэп в исполнении Стротера. Новая версия даже на английском языке звучит великолепно, хотя всё ещё слышно, что английский текст не обладает такой же огненной подачей, как японский.

Композиция Owari-Hajimari - JP (NEO Mix) из саундтрека NEO: The World Ends With You

Интереснее всего ситуация становится, когда Исимото начинает жонглировать жанрами и клише. За счёт этого получаются наиболее интересные и, при этом, самые странные треки в альбоме. Есть, к примеру, две песни-побратима — Bird in the Hand и Incongruous. Они используют один и тот же рэп-семпл, но при этом звучат настолько по-разному, насколько это возможно. Первая — активная танцевальная композиция, в которой одинаково главные роли занимает зажигательный синтезатор и акустическая гитара. Вторая — тяжёлая рок-песня, в которой в разные моменты главенствующую роль занимают скрим под гитарные риффы, читка под эти же самые риффы, поверх которых наложен эффект катушки диджея, и лиричные моменты с чувственным женским вокалом, которые сопровождаются лишь легкой мелодией от синтезатора и тихой партией ударных.

Или вот взять тягучий метал в Unconscious, сопровождаемый вокалом японской певицы Юми Судзуки. В куплетах песни используется один и тот же простенький гитарный мотив, но композиция буквально взрывается в припевах, причём как за счёт изменений в музыкальной составляющей, так и благодаря голосу Юми. Chase уходит совсем в другую сторону: она ощущается как традиционный танцевальный трек, только исполненный практически полностью с использованием акустической гитары и ударных. Во время первого прослушивания это шокирует, но со временем привыкаешь и начинаешь покачивать ножкой в такт.

Композиция Chase из саундтрека NEO: The World Ends With You

Оставшиеся оригинальные песни пусть и не звучат настолько же смело, но придерживаются единого стиля игры, смешивая в разных пропорциях рок, метал, рэп и различные тренды поп-музыки. Причём по энергетике некоторые песни очень сильно отличаются. Shibuya Survivor и Unpainted —  это почти надрывные баллады, несмотря на то, что в Unpainted довольно мощный электронный инструментал. World is Yours — наоборот, дикий ню-метал, постоянно переключающийся между различными видами темпа и подачи.

Оставшуюся часть саундтрека составляют полностью инструментальные композиции — они не слишком сильно запоминаются на фоне других песен, но неплохо разбавляют ход альбома. И да, весь саундтрек, состоящий из 51 мелодии, практически идеально выстроен. Песни никогда не стоят друг за другом так, чтобы между ними ощущался сильный диссонанс — одна композиция с легкостью перетекает в другую, за счёт чего общий темп альбома не ломается практически ни разу за прослушивание.

И да, в NEO есть досадные проблемы. Ремиксы Someday, одной из лучших песен оригинальной The World Ends With You, в NEO звучат очень плохо — всё из-за смены вокалистки, и новой певице явно не хватает энергии той же Савы Като. Как и не впечатляет новая версия Jump Over Yourself — но и оригинальная песня не сильно блистала.

Но всё это мелочи на фоне того потока качества, оригинальных идей и отсылок на различных культовых исполнителей прошлого, которые составляют саундтрек NEO. Работа Такэхару Исимото над продолжением культовой игры пятнадцатилетней давности преподнесла не только музыку, которая подходит происходящим в игре событиям, причём как музыкально, так и по лирике, но и огромный альбом для любой категории слушателей, в котором практически каждый найдет что-то для себя.


Мои музыкальные вкусы начали формироваться в 2008 году. Именно тогда в моем доме появился интернет и местные локальные сети, в которых можно было легко найти всё, что захочется. Резкий поворот в моих предпочтениях случился в 2017 году с выходом Persona 5, саундтрек которой запал мне прямо в душу и раскрыл глаза на то, какой бывает видеоигровая музыка. Сейчас в моем плеере можно найти как песни до сих пор любимых Poets of the Fall из 2006 года, так и мелодии Falcom Sound Team из 2020. И лишь один альбом объединил две эти крайности моих музыкальных предпочтений. Именно за это я готов называть саундтрек NEO: The World Ends With You не только лучшим видеоигровым саундтреком, но и лучшим музыкальным альбомом 2021 года в принципе. И я готов стоять на этом мнении до самого конца.