Вспоминаем Ghost Trick в связи со скорым переизданием и выпущенной недавно его демоверсией.
30 июня на всех современных платформах, включая Nintendo Switch, выйдет переиздание игры Ghost Trick: Phantom Detective. И это куда важнее, чем может показаться на первый взгляд. Ghost Trick — это культовая классика, невероятно высоко оцененная в момент релиза как критиками, так и игроками. Немногими поигравшими в неё игроками, по крайней мере.
Да, Ghost Trick в своё время не могла похвастаться выдающимися показателями продаж. Тем важнее тот факт, что именно эта игра сейчас получает второй шанс. И главное, чтобы переиздание не повторило судьбу оригинала, в связи с чем я представляю вам пять причин, почему вам стоит обратить внимание на неё.
Это игра авторства Сю Такуми
Могу представить, что вы сейчас задаётесь вопросом: «Кто это и почему нам не должно быть все равно?» А ведь Сю Такуми — это ветеран Capcom, приложивший за почти 30 лет работы в студии руку к таким сериям, как Resident Evil, Dino Crisis, Marvel vs. Capcom и Monster Hunter. И это не говоря уже о главной его работе в рамках Capcom— серии игр Ace Attorney.
Такуми — основной автор идеи первой части серии, её сценарист, директор разработки, геймдизайнер. Он даже подарил свой голос главному герою игры Фениксу Райту. Успех оригинального релиза на Game Boy Advance в Японии породил серию продолжений, порты первых трёх игр на Nintendo DS и несколько ответвлений. Всего в серии вышло 11 игр, и Такуми не принимал участия в разработке лишь четырех из них.
Потому что после релиза четвертой части Apollo Justice: Ace Attorney геймдизайнер решил отдохнуть от похождений адвокатов. Это неудивительно: попытка встряхнуть серию в четвертой части не была особо хорошо принята ни руководством Capcom, ни фанатами серии, а у компании уже на примете был человек, который мог бы продолжить работать над серией. Так во главе новых Ace Attorney встал Такэси Ямадзаки, а Такуми был дан карт-бланш на создание абсолютно новой игры. И ею стал мистический детектив о призраках, которые пытаются выяснить причину своей собственной гибели.
Это лучшая сценарная работа Сю Такуми
В рамках серии Ace Attorney Такуми занимался четырьмя играми основной серии, двумя играми серии The Great Ace Attorney и совместно с главой Level-5 Акихиро Хино работал над сценарием кроссовера Professor Layton vs. Phoenix Wright: Ace Attorney. И, если честно, не хочется принижать его заслуги, потому что все эти игры принесли игрокам немало часов удовольствия. Но если посмотреть на них критическим взглядом, то минусы в каждой из них найти можно.
Дилогия The Great Ace Attorney стала жертвой собственных же амбиций, которые не удалось реализовать из-за провала первой игры в серии. Так, первая часть медленно раскрывала перед игроками карты для будущих событий, а вторая поездом неслась вперед, стремясь все сюжетные зацепки первой части закрыть. Вышло хорошо, но проблемы с темпом заметны.
Первая часть Ace Attorney отличная, но сквозным сюжетом там даже и не пахнет. Третья часть в каком-то роде еще лучше, но пассивный соперник и сомнительная мотивация вокруг его действий могли вызвать у некоторых игроков вопросы. Вторая и четвертая части в принципе считаются у многих игроков слабыми, но даже они могли порадовать мощно закрученными делами.
Мысль в том, что в каждом сценарии Такуми можно обнаружить проблемы, а в некоторых случаях их даже искать особо не надо. Но Ghost Trick не такой. Эта игра написана настолько цельно и плотно, что к ней невероятно сложно придраться. Игра начинает накручивать клубок из тайн и зацепок практически по ходу двух третьих игры, а потом в один момент прекращает это дело и начинает все закономерно распутывать. И распутывает так, что за каждым новым открытием наблюдаешь с открытым ртом с мыслью о том, что больше ничем тебя игра удивить не сможет. А она удивляет. Снова и снова.
Игровой процесс
В Ghost Trick Сю Такуми выступил не только сценаристом, но и геймдизайнером. К счастью, и в плане игрового процесса Phantom Detective тоже вполне себе способен увлечь, причём надолго.
Мы тут принимаем на себя роль призрака; очухиваемся где-то на свалке, рядом лежит мертвое тело, а дух в лампе поблизости говорит нам, что призраки живут только до утра, и если у вас есть желание разгадать тайну своей смерти, то стоит действовать быстро и решительно. Как действовать? Да максимально просто.
У вас есть два режима взаимодействия с окружающим миром: Ghost и Trick, как ни странно. В режиме Ghostвы перемещаетесь по миру: переселяетесь из одного предмета в другой. Но не в любой, а только в те, до которых у вас получается дотянуться. И радиус движения у вас довольно небольшой, так что даже простой путь из точки А в точку Б может превратиться в захватывающее приключение.
Особенно с учетом режима Trick, с помощью которого вы можете активировать некоторые предметы в окружающем вас мире. Причём возможности ваших трюков тоже очень ограничены: каждому предмету соответствует лишь одно конкретное действие, и пока вы в предмет не переселитесь, о формате взаимодействия с ним вы не узнаете. И взаимодействие с ними не всегда выглядит логично: вы не можете залезть внутрь механизма и провернуть в нём шестеренку, например. Но вот нажать на рычаг, позвонить в велосипедный звонок или протянуть антенну на радиоприемнике возможно. То есть да, на первый взгляд происходящее может показаться нелогичным. Но при этом игра своих собственных правил придерживается абсолютно всегда, и если уж вы знаете, что предмет работает тем или иным образом, то так он работать и продолжит.
И что же мы будем с этим всем набором трюков делать, спрашивается? Искать убийцу, естественно. Только вот незадача: тело единственного свидетеля уже скинули в ту же самую помойку, где лежите вы и дружелюбная лампа. Тут-то и раскрывается главная геймплейная фишка Ghost Trick: при взаимодействии с погибшими главный герой может отматывать время в момент за 4 минуты до их смерти и попытаться предотвратить столь незавидную участь.
И если в мирные моменты вы методично скачете по объектам, пытаясь перебраться из одной точки в другую, или перекатываетесь между локациями по телефонным проводам, то в моменты спасения людей от смерти игра превращается в адреналиновую гонку со временем, в которой важна каждая секунда. И это не шутка, не позволяйте первой паре уровней вас обмануть; под конец игры вам придется принимать решения буквально в то время, когда на таймере остается последняя секунда.
И мозги поломать придется — потому что правила Ghost и Trick в данных сегментах никто не отменяет. Ваш радиус действия и набор приемов всё ещё невероятно сильно ограничен, так что для достижения цели вам придется выстраивать такие конструкции, которым авторы какой-нибудь Crazy Machines позавидуют. А в некоторые моменты вы меняете судьбу персонажей настолько сильно, что игра позволяет вам пользоваться этим моментом как контрольной точкой. Правда, иногда это может сыграть с вами злую шутку.
Таким образом Ghost Trick предлагает уникальный для жанра приключенческих игр геймплей, который развивается и поднимает сложность по ходу всей игры. Далеко не каждой игре такое удается, и за это ценить Ghost Trick нужно еще больше.
Картинка и саундтрек
Но в момент релиза на DS Ghost Trick удивляла не только сюжетом и игровым процессом. Внешний вид игры тоже удивлял — но по довольно неожиданным причинам.
Игра выполнена в формате 2.5D — с трёхмерными пререндеренными моделями, которые передвигаются в двумерном пространстве по плоским задникам. DS умела в трёхмерную графику, но это была не сильная сторона платформы, так что модельки в Ghost Trick не могли похвастаться высоким качеством. Но любые технические минусы искупались анимациями и стилизацией.
В плане стиля Ghost Trick выглядит довольно нетипично: если серия Ace Attorney была близка к стандартному аниме, то Ghost Trick будто бы берет вдохновение из мультфильмов западного производства. Гротескные формы тел и голов, сумасшедшие прически и выражения лиц — всё здесь на месте. А анимации — боже мой, какие тут анимации, особенно в рамках DS. Невероятно плавные, немного гипертрофированные, но при этом все равно достаточно реалистичные, чтобы цеплять взгляд. Один только вечно танцующий инспектор Кабанела чего стоит, а ведь и кроме него есть кому удивить.
А вот с музыкой всё традиционно хорошо. Композитором игры выступил Масакадзу Сугимори, композитор самой первой Ace Attorney. И его минималистичное техно-звучание, прибавившее, правда, в объеме с 2001 года, идеально подходит игре.
И знаете, мы можем долго хвалить Ghost Trick. Его гениальный сценарий и мощный сюжет, его уникальный геймплей и приятную картинку. Но мы же все прекрасно понимаем, что это всё не играет роли.
Собака
Потому что вот она — главная причина купить Ghost Trick. Его зовут Миссайл, и он хороший мальчик.
Очень хороший мальчик.
Самый хороший мальчик во всем видеоигровом пространстве.
И я не шучу. Миссайл — это жемчужина Ghost Trick и лучший персонаж. Что о многом, в общем-то, говорит — потому что отличных героев в Ghost Trick предостаточно.
Вот есть Линне, вечная оптимистка, скрывающая какой-то секрет в своём сердце. Вот бывший детектив Джауд, вроде бы принявший уже свою незавидную судьбу, но готовый в нужное время её изменить. Вот вышеупомянутый инспектор Кабанела, верный и преданный своему делу, который верит своим глазам больше, чем официальным бумагам. И запоминающихся героев тут хватает.
Но Миссайл. Маленький померанский шпиц, готовый на всё ради своей хозяйки. Которого не страшат ни люди с оружием, ни страшные превратности судьбы, ни даже сама смерть. Гарантирую вам: после прохождения Ghost Trick вы влюбитесь в Миссайла. Он заставит вас смеяться до колик, да и пару слезинок тоже выдавит. Настоящий друг человека.
В своё время многие издания называли Ghost Trick: Phantom Detective главной незамеченной игрой 2011 года. Её пользовательский рейтинг на Metacritic зашкаливает, и на момент написания заметки составляет 9.7 баллов. А в России из-за невысокой популярности DS и отсутствия русского языка игра в принципе будто бы прошла мимо любых игроков. Но сейчас у нас с вами есть шанс устроить Ghost Trick тот приём, которого игра заслуживает. Выйдет она на Switch, PS4, Xbox One и в Steam уже совсем скоро. Сделайте, пожалуйста, правильный выбор.