Глупо спорить с тем фактом, что Pokemon — настоящая золотая жила для Nintendo и флагман чартов продаж. По состоянию на март 2021 года игры серии продались общим тиражом в 380 миллионов копий, что делает франшизу второй по прибыльности после Mario.
С самого начала существования Pokemon ребята из Game Freak умели в интересные (и зачастую очень выгодные) идеи, будь то продажа двух выпусков одной и той же игры одновременно или использование соединительного кабеля для обмена карманными монстрами. В этот список можно внести выпуск революционного мобильного спин-оффа Pokemon Go совместно со студией Niantic, который взбудоражил всем мозг и заставил выйти миллионы человек из дома в 2016 году.
А ведь ещё был отличный PokeBall Plus, который можно было использовать как контроллер для Pokemon Let's Go!, а также интегрировать с Pokemon Go — в устройстве был шагомер и даже динамик для пущего эффекта погружения.
Да и сами игры во франшизе — это очень хорошие JRPG, которые смогли популяризировать и фактически монополизировать жанр Monster Breeder. Однако в последнее время покемонов принято ругать за различные спорные детали: от архаичного и почти рудиментарного подхода к нарративу и боевой системе до технического состояния последних проектов. Но я здесь не за этим.
На написание этого текста меня натолкнул недавний вопрос моей дочери. Однажды она подошла ко мне с Nintendo Switch в руках и очень важным для неё вопросом: «Папа, а как сделать тут, чтобы Пикачу корчил рожицы и улыбался?». А действительно, как? В рамках железа консоли, разумеется, никак, однако в голове всё равно витала эта мысль, ведь раньше Покемоны были намного интерактивнее.
Началось всё с особой версии Pokemon Red/Blue, ведь если вспомнить, то на GameBoy существовала ещё и версия Yellow, где разработчики вырезали возможность выбирать стартового покемона и вместо этого сразу же выдавали Пикачу. При этом он был не просто боевой единицей: с ним можно было общаться и различными действиями поднимать или ухудшать его настроение.
Однако настоящее развитие идей Pokemon Yellow произошло только в поколении Nintendo DS и 3DS. Этому способствовало наличие второго экрана, а конкретно в частях для последней нижний экран был целой отдельной игровой площадкой. Одновременно с исследованием мира вы могли заниматься менеджментом статов и тренировкой своих подопечных. Причём это было не просто «Нажми на кнопку “Тренировка"», а имело под собой хоть и примитивные, но всё ещё механики shoot’em up и кликера, что неплохо разбавляло рутину на пути к званию лучшего тренера региона. Была и ещё одна маленькая деталь: вы могли играть со своим покемоном в простенькие мини-игры на манер тех, что были в тамагочи. Для этого на нижнем экране консоли разработали отдельный «хаб», который даже можно украшать, и из него игроки переходили на отдельный экран под названием Pokemon Amie (что в переводе с французского означает «друг»), где можно было ещё и потискать питомца стилусом (как щёчки кому-нибудь из персонажей Fire Emblem Fates), а также покормить его.
Среди них самой запоминающейся была игра в гляделки: если некоторое количество времени смотреть в камеру 3DS, покемон начинал смотреть на вас, повторять (как умел) вашу мимику и с помощью эмодзи подсказывать вам, на что он реагирует. И именно этой милоты нас лишили в новых играх.
Да, были попытки в интерактивность и в поколении игр на Switch, как, например, вышеупомянутый Pokeball Plus, но ему не хватает… визуализации, что ли. В Pokemon Sword/Shield существует лагерь, где с покемонами можно играть, но всё это работает не так иммерсивно, как второй экран с твоим любимым покемоном в поле зрения. Да и, если честно, архаичная боевая система, скудная техническая реализация и бедные анимации в бою — всё это быстро заставило забыть о попытках внедрения интерактива.
В заключении стоит сказать, что Game Freak есть чем гордиться. Те же Pokemon Sword и Pokemon Shield — это большие шаги в рамках серии и отличная попытка избавится от её коридорности, а в будущем нас ждёт и Pokemon Legends с очень интересным сеттингом и обновлением боевой системы. Game Freak есть куда расти, правда, но стоит понимать, что кассовая франшиза в портфолио — это повод для гордости и, к сожалению, иногда двигатель страшной лени — индустрия видала достаточно примеров. И я надеюсь, что ребята не станут одним из них.