Обзор: Mario + Rabbids Искры Надежды. Надейся и жди
В 2022 году сиквелом обзавелась не только Golf Story, но и другой необычный эксклюзив Nintendo Switch из 2017 года: Mario + Rabbids Битва за Королевство. И если в случае Sports Story оригинал превосходил вторую часть почти во всём, то сиквел тактических приключений Марио в компании кроликов выглядит многообещающе, судя по позитивным оценкам игровых изданий. Но действительно ли Искры Надежды лучше Битвы за Королевство?
Что было раньше
Неожиданно анонсированная на E3 Mario + Rabbids Битва за Королевство произвела небольшой фурор (Марио с ПУШКАМИ в компании КРОЛИКОВ?!). Хорошая, нет, даже отличная игра от Ubisoft, без следа микротранзакций (кроме Season Pass для грядущих DLC), в необычном для Марио жанре тактической стратегии, очень сильно напоминающей X-COM – такой игре рады были бы где угодно, тем более на совсем недавно появившейся Nintendo Switch.
И пусть сюжет игры был незамысловатым, зато персонажи удались на славу, особенно Кролик Пич и Фантом. Кроме того игра пленяла атмосферой Грибного Королевства, смешанного с безумием кроликов, а уровни, особенно дополнительные, представляли собой большие головоломки, в которых играли важную роль грамотно подобранная команда и просчитанные наперёд действия. Ещё одной интересной деталью были вписанные в игру сражения, которые всегда проходили на основной карте, а после битвы герои могли исследовать эту же локацию в поисках предметов. Конечно, сама игра была абсолютно линейной, без развилок и сайд-квестов, но ей это было и не нужно. Потому что всё, что было в игре, почти идеально работало вместе и мысль «ещё одну битвочку и спать» посещала мою голову не раз и не два. А ещё проект запомнился очень сложным и головоломным кооперативным режимом (в который, кстати, можно было играть и одному с отдельными джойконами в руках). В общем, Битва за Королевство была «вкусной», продалась отлично, и сомнений в появлении сиквела не было.
Что есть сейчас
Вторая часть Mario + Rabbids с весьма актуальным подзаголовком Искры Надежды вышла осенью 2022 года. И выросшие масштабы проекта были видны сразу: грандиозное космическое приключение с посещением разнообразных планет, пугающая угроза в лице загадочной Курсы, Боузер в качестве одного из доступных героев, в конце концов! Но раз масштабы игры увеличились, а железо в Switch за пять лет не изменилось, пришлось чем-то пожертвовать.
И пожертвовали, хоть и слегка, графикой. Персонажи стали чуть более размытыми, эффекты света стали чуть менее яркими, где-то завезли немножко мыла, а где-то дальность прорисовки сократилась. В целом всё это некритично и хоть выглядят Искры Надежды похуже Битвы за Королевство, но всё ещё отлично. Да, просадки частоты кадров в некоторых местах избежать не удалось, но тактической стратегии это почти не вредит: всё же Ubisoft за прошедшие годы неплохо освоили архитектуру гибридной консоли, а пререндеренные сюжетные ролики удались на славу и нисколько не уступают, например, роликам из Luigi's Mansion 3.
С музыкой ситуация аналогичная: ветераны создания игровых саундтреков Грант Киркхоф, Гарет Кокер и Йоко Шимомура написали замечательные композиции, прекрасно попадающие то в веселый и беззаботный, то в напряжённый тон игры, но по моим субъективным ощущениям музыка в первой части Mario + Rabbids была лучше. Как будто новым трекам не хватает эпичности и размаха, для игры космического масштаба они слишком камерные. Со звуками оружия и окружения всё отлично, кролики звонко шлёпают себя по всем частям тела и вопят, бластеры сочно стреляют, а монетки как всегда звонко сыпятся в карман героев.
Структурно сюжет Искр Надежды похож на сюжет Битвы за Королевство: большая угроза, на этот раз загадочное существо по имени Курса, грозит миру Марио, и герои, путешествуя по различным планетам, должны спасти уже не только Грибное Королевство, но и всю вселенную от этой угрозы (а если речь о вселенной, то отсылок к Super Mario Galaxy будет много). Спасать также придётся и искр: так в игре называются кролики-люмы. На каждой из планет нас ждёт свой небольшой и по-кроличьи безумный подсюжет, связанный со спасением планеты от гадостей, которые натворили помощники Курсы. А помогать в этом будут хранители, и получились они весьма колоритными: здесь и кроличий «божок», пародирующий героев древнегреческих мифов, и поэт, пишущий пессимистичные стихи и постоянно призывающий неприятности. Также на каждой планете героев ждёт бой с одной из помощниц Курсы. Эти бои одни из лучших в игре, каждое сражение уникально и состоит из нескольких этапов, над которыми придётся поломать голову. И в конце, конечно же, бой с Курсой, раскрывающий последние загадки сюжета.
Новый масштаб истории принёс с собой неожиданные перемены: кролики научились говорить! Произносить полноценные фразы на английском! И хоть голоса хорошо подходят персонажам, привычные «Бааа» и прочие кроличьи крики были атмосфернее. Также полноценную и слегка раздражающую озвучку получил сопровождающий героев робот БИП-0 и новый ИИ космического корабля по имени ДЖИНИ.
Дизайн локаций значительно изменился. Линейное путешествие из Битвы за Королевство сменилось на просторные планеты, усыпанные дополнительными квестами и коллекционными предметами. Собирать в этот раз предлагают статьи для игровой энциклопедии, искры и раскраски для оружия. А дополнительные квесты не отличаются разнообразием: подавляющее большинство заданий – это или очередное сражение с созданиями Курсы, или сбор цветных монеток на время, или мини-игра с ловлей рыбы. Самые интересные из заданий – это похожие на диорамы из Captain Toad уровни, где герои должны добраться до иксры и спасти её. К сожалению, на каждую планету приходится только одна диорама. Головоломок по сравнению с прошлой игрой меньше, и сами головоломки стали проще. Планеты получились красивыми, по ним весьма интересно бродить, никуда не делись и творящие различные непотребства кролики на фоне, но наполнение этих планет стало банальным и стандартным, и вместо уникальной игры от Ubisoft, какой была Битва за Королевство, получилась очередная игра с открытым миром от Ubisoft.
Разработчики также кардинально переделали тактические сражения, добавив в них свободное передвижение персонажей в реальном времени. Сражения превратились в смесь из тактики, аркадного экшена с перекидыванием бомб (бомбы тикают и взрываются в реальном времени, никак не влияя на ход) и RTS. Первые десять-пятнадцать сражений такой необычный геймплей интригует, но потом сражения становятся рутинными и однообразными. Да и значительно возросшее число сражений не идёт игре на пользу. В Битве за Королевство каждое сражение было сделанной вручную тактической головоломкой, далеко не всегда поддававшейся игроку с первого раза. В Икрах Надежды этой уникальности и головоломности нет, нет просчёта координации действий героев, ведь после добавления перемещения в реальном времени в этом больше нет смысла. Битвы, если убрать боссов и мини-боссов, стали легкими и стандартными, и к тому же поле для битвы стало генерироваться случайно, а не гармонично вписываться в игровую локацию.
Умения героев тоже изменились. Они лишились дополнительного оружия, но теперь любого персонажа можно экипировать двумя искрами, добавляющими ему дополнительные умения: множитель урона в текущем ходу, дополнительный урон огнём или электричеством или ломающее почти все сражения и даже битвы с боссами умение становиться невидимым на два хода, а невидимых героев противники не могут атаковать. Уникальными героев теперь делает оружие, радиус перемещения и количество действий во время перемещения, а также спецумения, многие из которых перекочевали в Искры Надежды из предыдущей части. Механизм прокачки остался без изменений: распределение сфер навыков по различным пассивным характеристикам. Можно увеличить здоровье героя или силу его атаки, радиус движения или скорость восстановления спецумений. В любой момент игрок может перераспределить сферы на другие характеристики. Возиться с древом характеристик интересно и полезно, но если первым делом влить все сферы в увеличение урона, то и без того простые бои станут совсем элементарными, даже на высоком уровне сложности.
Как можно было понять по вышенаписанному, с балансом у игры проблемы. Менять персонажей в команде из трёх героев не нужно, собираете отряд, который вам больше всего нравится, прокачиваете у героев урон и здоровье, устанавливаете искры на урон и на невидимость, и в боях можно почти не думать. Бои-головоломки из Битвы за Королевство приказали долго жить, как и кооперативный режим.
Залетели в игру и раздражающие баги и неудобства. Открытие любого меню (карты, умения, икры) и выход из него вызывает экран загрузки. Игра не всегда реагирует на нажатия кнопок, особенно в открытом мире, порой просто вылетает, а некоторые триггеры работают некорректно. Из-за этого я не смог пройти игру на 100%: на одной из планет я прошёл дополнительный квест с диорамой раньше, чем закончил основной сюжет, этот квест продублировался, и завершить его стало невозможно. Поэтому для этой планеты прогресс застыл на отметке 99%, и без патчей это никак не исправить.
Что будет дальше
Разработчики обещали целых три DLC, первое из которых, посвящённое Мадам Баааастреле выходит уже в начале 2023 года. Также я очень жду и патчей для оригинальной игры, чтобы, наконец, получить злосчастные 100% прохождения. Последние сообщения на форуме Ubisoft обещают, что свежий патч должен починить дублирование квеста. Далее игроков ждёт новая планета и самое громкое обещание от разработчиков: DLC с Рейманом! К сожалению, вряд ли DLC смогут вернуть тот вызов «маленьким серым клеточкам», который давала Битва за Королевство, но на качественное развлечение я всё же рассчитываю. Главное, чтобы не самый позитивный финансовый отчёт Ubisoft и «не оправдавшие ожидания компании» продажи игры не сказались на качестве дополнений.
А что в итоге… На мой взгляд с Искрами Надежды случилась очень похожая на Sports Story история: игра стала масштабнее в сюжетном плане, дополнительных заданий стало больше, но сложность геймплея заметно снизилась и общее ощущение от прохождения стало менее комплексным. Правда, в отличие от Sidebar Games, сотрудники Ubisoft всё же смогли создать игру, от которой ты получаешь удовольствие и на первом, и на двадцатом часу прохождения. В тексте обзора я изрядно покритиковал проект, но прогулка по красивым планетам, приправленная забавными персонажами и их историями, легкими битвами и незамысловатыми головоломками, под названием Искры Надежды – это по-прежнему одна из лучших игр Ubisoft за последние годы. Переплюнуть Битву за Королевство или хотя бы встать рядом с ней не получилось. Но поиграть во вторую часть Mario + Rabbids стоит.