Забытая издателями часть культовой серии наконец вышла на английском языке. Стоили ли того 12 лет ожидания?
Последние несколько лет игры студии Falcom становятся все более популярными среди западных игроков. В пользу этого говорят много факторов: развитие и расширение непосредственно Falcom, позволившее поднять картинку в ее играх до приемлемого уровня; популярность линейки Trails of Cold Steel и переход тайтлов компании в руки западного издателя NIS America, куда охотнее вкладывающего деньги в маркетинг. Ну и, соответственно, уменьшившееся время ожидания переводов. Trails in the Sky SC 2006 года вышла на Западе только в 2015-ом, а Trails of Cold Steel IV 2017 года дошла до западных игроков в 2020-ом. Но даже так, среди современных игр от Falcom на протяжении многих лет существовало одно мощное белое пятно.
Выпущенные в 2010 году на PSP The Legend of Heroes: Zero no Kiseki и The Legend of Heroes: Ao no Kiseki долгое время оставались закрыты для западной аудитории. А для серии Trails это невероятно критично, ведь все части, начиная с Trails in the Sky FC, связаны между собой и вносят свою лепту в общую хронологию. В итоге, отсутствие этой дилогии оставляло небольшую, но довольно чувствительную дыру в повествовании, которая особенно сильно ощущалась после Trails of Cold Steel III, к примеру. И казалось бы, игры старые, в Cold Steel люди играли и без них, а группа фанатов, объединившаяся в команду The Geofront, выпустила их фанатские переводы в 2020 и 2021 годах соответственно. Но нет, NIS America решили взяться за эту забытую главу вселенной Trails, лицензировали и отредактировали переводы The Geofront, и вот первая часть истории Ллойда Бэннингса и его друзей уже доступна на ПК, PS4 и, конечно же, Nintendo Switch.
А что это вообще за серия The Legend of Heroes и почему нам она должна быть интересна, спросите вы. И ответить на эти вопросы немного сложнее, чем кажется.
Началось все с выпущенной в 1984 году Dragon Slayer. Игра была прорывной как для Falcom, которые долгое время искали себя в стезе интерактивных развлечений, так и для жанра RPG как такового. Ведь именно Dragon Slayer была важной вехой в формировании такого жанра, как Action-RPG, наряду с Tower of Druaga от NAMCO. Свой успех в жанре Falcom закрепили вместе с релизом Ys: The Vanished Omens, но и про вселенную Dragon Slayer они не забывали.
Продолжение под названием Dragon Slayer II: Xanadu появилось на прилавках магазинов уже в 1985 году, и в итоге оно породило свою серию продолжений в виде Faxanadu для NES, Xanadu Next для PC и N-Gage и Tokyo Xanadu для PC, PS Vita и PS4. Четвертая часть Dragon Slayer IV: Drasle Family вышла на NES под названием Legacy of the Wizard и обрела неплохую популярность на Западе. Пятая получила подзаголовок Sorcerian и тоже превратилась в большую франшизу, хоть и более популярную по онлайн и мобильным играм. Седьмая часть Lord Monarch тоже дала жизнь целой серии стратегических игр, а шестая как раз получила название The Legend of Heroes.
С заголовком Dragon Slayer вышло две части The Legend of Heroes, в 1989 и 1992 годах соответственно. Третья часть, выпущенная в 1994-ом, отбросила заголовок материнской серии и запустила свою собственную вселенную. Ее продолжения, выпущенные в 1996 и 1999 годах, происходили в мире The Legend of Heroes III и продолжали её историю. В конечном счете эти игры стали трилогией, которая в народе получила имя Gagharv. И подобный подход ко вселенной и устройству внутреннего сюжета было решено перенести и в новую эпоху серии, которую принято называть Trails или Kiseki.
События всех игр подсерии происходят в мире, называемом Земурия. Мир представляет из себя один огромный материк с множеством расположенных на нем стран — есть и маленькие города-государства, и огромные империи. Политическая обстановка на Земурии проработана невероятно сильно, и нередко она влияет на сюжеты.
Проработана и общая история мира. Так, в Земурии были свои «тёмные века», которые завершились с вмешательством местной Септийской церкви, обнулившей счёт лет. И это один из основных фактов развития местного мира: по ходу прохождения раскрываются все новые и новые подробности того, что происходило как в Тёмные времена, так и в текущую эру.
Но интересно даже не это. В игре представлен оригинальный сеттинг, смешивающий элементы клокпанка, дизельпанка и реальной викторианской Европы. В 1150 году по местному календарю ученый Клод Эпштейн совершил великое открытие: кристаллы Сепит при использовании в определенных механизмах, названных Орбментами, могут вырабатывать огромные объемы энергии. Это открытие запустило настоящую технологическую революцию по всему миру. Сначала началась автоматизация заводов и фабрик, потом появились механизированные транспортные средства вроде автомобилей, поездов и летающих кораблей, а затем технологии начали проникать в армию и в повседневную жизнь. Другое дело, что общество не успело шагнуть вперед вместе с технологиями, поэтому на материке все еще есть как империи, расширяющиеся путём экспансии, в которых аристократия все еще стоит выше простых людей, так и демократические президентские республики и маленькие города-государства, процветающие за счет международной торговли. То же самое и с армиями: бойцы все еще активно пользуются мечами и копьями, но свое место в войсках занимают винтовки, ракетницы и танки.
Благодаря проработке социальной, политической и технологической истории Земурии, за играми серии уже было бы интересно наблюдать. Но Falcom пошли еще дальше. Каждая арка в рамках подсерии демонстрирует нам разные страны и представителей различных профессий и социальных классов, благодаря чему новые арки всегда смотришь с интересом. Так, в трилогии Trails in the Sky мы наблюдаем за небольшим миролюбивым королевством Либёрл, в котором живёт жизнерадостная девушка Эстель Брайт, представительница международной организации Брейсеров, ставящих превыше всего благосостояние жителей Земурии. В квадрологии Trails of Cold Steel перед нами предстает могучая империя Эребония, ведущая политику агрессивной экспансии, и военная мощь которой страшит всех соседей на континенте. А играть мы в этой серии будем за ученика военной академии Рина Шварцера и его одноклассников. Выходящие в данный момент в Японии игры арки Kuro no Kiseki демонстрируют нам президентскую республику Кальвард, которая пытается справиться с иммигрантским кризисом. Главный герой — Ван Аркрайд, представитель группировки Спригган, тоже стремящейся помогать людям, как и Брейсеры, но только эти берут на себя дела совсем отчаявшихся людей, зачастую даже незаконные. А события Trails from Zero и грядущей в следующем году Trails to Azure происходят в городе-государстве Кроссбелл, центре международной торговли, расположенном между двумя сверхдержавами, которые видят в нём лакомый кусок.
Именно там начинает свое приключение Ллойд Бэннингс, молодой офицер полиции, только-только выучившийся в академии на детектива. Однако полиция Кросбелла подкинула юному копу сюрприз: его определили не в детективное подразделение, а в «Особую секцию поддержки», она же SSS (Special Support Section). Полиции в Кросбелле люди не особо доверяют — народ предпочитает обращаться к Брейсерам, а иногда и к местной мафии. SSS, организованная офицером-старожилом Сергеем Лоу, должна поднять авторитет полиции в глазах жителей, начав прислушиваться к запросам граждан, насколько тривиальными они бы ни были. То есть да, он пытается создать в полиции собственный аналог Брейсеров. И людей в команду набирает соответствующих: разгильдяя и бывшего солдата Рэнди Орландо, подростка-гения Тио Плато и утонченную красавицу Эли МакДауэлл. Новоприбывшему Ллойду предстоит помочь множеству людей, погрузиться в разборки местных бандитских группировок, справиться с местной и с приезжей мафией и раскрыть несколько тайн, которые приоткроют завесу над мрачным будущим Кросбелла.
Звучит не слишком интересно, но, как и любая первая глава арки, Trails from Zero уделяет немало времени раскрытию окружающего мира, персонажей и обстановки вокруг главных героев. Так, центральный сюжет практически половину хронометража топчется на месте. Игра будет методично вводить в сюжет важных персонажей, раскрывать новые локации и выстраивать широкими мазками схему того, что будет происходить во второй половине и в продолжении. Конечно, крупные сюжетные события по ходу происходить будут, и к ним, считай, не придраться — ни в плане сценария, ни в плане постановки. Но все равно подобный темп подачи сюжета не каждому понравится, так что начало игры может попросту показаться скучным и затянутым.
С другой стороны, проработка местного мира и персонажей с легкостью способна зацепить настолько, что сквозь затянутое начало будешь пробираться с удовольствием. Характеры главных героев поначалу кажутся максимально простыми, но с новыми главами будут раскрываться их дополнительные грани и детали прошлого. Конечно, всех секретов вам здесь никто не раскроет: кое-что будет припасено и для сиквела, но и показанного будет достаточно для того, чтобы привязаться к основной четверке героев.
И это только главные герои. Набор местных второстепенных персонажей привлекает не меньше. В памяти сразу отпечатываются как строгий офицер полиции Алекс Дадли, так и добродушная работница ресепшена Фран Сикер; как любопытная журналистка Грейс Линн, так и чувственная танцовщица местного театра Лися Мао. И даже в местном прекрасном касте попадаются свои алмазы, вроде Уэйзи Хэмисфира и КиА, о которых даже рассказывать ничего не хочется — потому что их стоит просто увидеть в действии. Не обойдется и без камео: в игре появятся как некоторые персонажи из Trails in the Sky, так и дебютируют некоторые любимчики из Cold Steel. Единственное, со злодеями Trails from Zero подкачала. Не хватает им запоминающегося дизайна и интересной мотивации. Но даже так, желание надрать им зад у вас почти наверняка будет.
В плане игрового процесса Trails from Zero мало чем отличается от других частей серии. Игра поделена на главы, в начале каждой из которых главным героям дается список заданий. Некоторые из них выполнять не обязательно, но одно или два нужно закрыть для того, чтобы продвинуться по сюжету. Задания в большинстве своем структурно довольно простые — принести определённый предмет или убить монстра, например. Но есть и вполне уникальные штуки, над которыми придется неплохо так поломать голову.
А ведь есть еще скрытые задания. Их можно найти, если общаться с жителями города. И общаться с жителями стоит и за пределами квестов: ведь Falcom, в традиционной для себя манере, проработала практически каждого NPC в Кросбелле, дав им свой характер и уникальные реплики. Реакция персонажей на главного героя меняется после каждого сюжетно важного события, а иногда им достаются и свои небольшие сюжетные арки, за которыми невероятно приятно наблюдать.
Кросбелл — город довольно большой, но вы также вольны выйти за его пределы. Например, недалеко от города расположились и небольшая шахтерская деревенька, и технологически продвинутый госпиталь, и охраняемые вооруженными силами крепости. Эти локации будут раскрываться по ходу игры, в связи с чем поиск дополнительных заданий и интересных диалогов может затянуться — ведь придется проходить по всему открытому миру.
Боевая система тоже стандартна для серии, но важнее здесь то, что на фоне собратьев по жанру она все еще неплохо выделяется. Боевка в Trails from Zero пошаговая с вкраплением тактических элементов.
Так, герои и, соответственно, противники не просто стоят лицом к лицу — они расположены на небольшой поделённой на квадраты арене, по которой можно перемещаться. Бить можно как по одной цели, так и по площади. Роль в местной боевой системе играют как начальное позиционирование, так и скорость возможного перемещения героев и соперника, позиция героя после атаки и учет того, как именно могут походить враги.
Атаки делятся на три типа. Можно просто подойти и ударить, но простые атаки не наносят особо много урона, да и мощных мобов с их помощью быстро уничтожить не выйдет. В таких случаях на помощь приходят «арты» и «крафты». Арты — это местные магические заклинания, за счет которых можно наносить врагам урон силами стихий, а также лечить и поддерживать союзников. Штука типовая, и её набор определяется орбальным устройством, которым вооружен каждый из героев, и тем, какие кристаллы сепита в него установлены.
Каждый из главных героев обладает орбальным боевым и коммуникационным устройством Enigma. В устройстве есть пустые слоты, в которые необходимо вставлять кристаллы, именуемые кварцами. Каждый кварц тем или иным образом усиливает персонажей: с их помощью можно поднимать героям характеристики или давать им уникальные особенности, вроде шанса отравить врага при ударе. Другое дело, что от установленных кристаллов зависит и набор артов носителя. У каждого кварца есть своя «стоимость» в кристаллах сепита разных видов, а для получения артов необходимо, чтобы в линии из кварцей набралось достаточно кристаллов того или иного типа. Тут и становится понятно, почему у хрупкой техноволшебницы Тио в орбменте одна линия, а у «танка» Рэнди три. И местный подход, перекочевавший из Trails in the Sky, не дает особой гибкости в формировании «билдов», но зато у предопределенных под магию персонажей набор артов становится совершенно разрушительным, и позволяет найти заклинание на любой случай жизни.
Арты, как и указывалось раньше, обладают эффектом стихий, и могут бить как конкретно в цель, так и по заранее установленной площади. Другое дело, что наложение артов занимает время, в процессе которого враг может сам кого-нибудь ударить или просто уйти из площади действия заклинания. Для того чтобы понимать, кто и когда ходит, на экране имеется шкала инициативы, на которой указаны как герои, так и их соперники. И без умения читать инициативу вы далеко не уйдете: ведь дело не только в наложении, а еще в том, что на шкале время от времени появляются полезные (и не очень) бонусы. И придется очень стараться, чтобы не дать противнику нанести критический удар, а самому восполнить драгоценные 10% здоровья, к примеру.
Тут в игру и входят крафты. Крафты — это уникальные для каждого персонажа навыки, которые тратят уже не местный аналог маны (EP), а специально выделенный ресурс CP. Максимально для каждого персонажа доступно 200 СР, так что долго держать очки в запасе смысла мало. Копятся они посредством нанесения урона врагам, получения урона и уничтожения противников. Крафты, в отличии от артов, выполняются сразу же, но и по шкале инициативы герой улетает немного дальше. Благо крафтами можно делать очень многое: Ллойд умеет раскидывать мелких мобов в стороны своими тонфами и отталкивать из по инициативе, Рэнди умеет больно бить алебардой и временно повышать свою силу, а Эли благодаря своему улучшенному пистолету неплохо лечит. А ведь в игре еще есть невероятно мощные S-крафты, которые тратят весь запас CP разом, и возможность вызывать их в любой момент боя посредством способности S-Break! Крафты раскрываются по ходу получения новых уровней, а иногда и просто во время прохождения, за счет чего набор атак просто не успевает надоесть.
Так игра и проходит — задания выполнять интересно; подземелья устроены не слишком сложно, но поплутать в них тоже придётся; мобы иногда могут достойно испытать; а в боях с боссами приходится немало думать, чтобы постоянно находиться в наиболее выигрышной позиции. Trails from Zero не экспериментирует с геймплейным циклом, как Trails in the Sky the 3rd или будущая Trails into Reverie, но местный игровой процесс все равно более чем цепляет.
Даже несмотря на откровенно устаревший внешний вид, Trails from Zero — это в основе своей все еще игра 2010 года, выпущенная на PSP небольшой студией, игры которой тогда только начали набирать новую популярность. Персонажи, монстры, и некоторые предметы окружения в игре спрайтовые, а вот само окружение — здания, поля и другие локации — уже трехмерные. И даже так, выглядит игра довольно приятно: чиби-спрайты персонажей смотрятся четко, фоны радуют глаз, а оформление интерфейса не создает игроку дополнительных сложностей. На Switch Trails of Zero выглядит очень хорошо — как в стационарном виде, так и в портативном. Причем на гибриде от Nintendo и на ПК вышла несколько улучшенная версия игры. Оригинальный ремастер выпускался Falcom только на PS4, и эта версия вышла на Западе на той же платформе без изменений. Порты для Switch и PC разрабатывались студией PH3, созданной известным моддером Питером «Durante» Томаном. Соответственно, эти версии получили немалое количество улучшений: в них лучше текстуры и спрайты, дальность прорисовки, немного подтянут интерфейс, плюс появился журнал диалогов и много мелких настроек, улучшающих удобство. Порт практически идеален — не хватает только дополнительных заданий и аранжировок музыки из версии Evolution, выпущенной на PS Vita, но тут ни Falcom, ни NIS America винить нельзя. Права на эти версии принадлежат компании Chara-Ani и издательству Kadokawa Games, а не разработчикам игры. Ну и дубляж на английский хотелось бы услышать, но тут NIS America тоже можно понять: проект слишком бюджетный для того, чтобы привлекать к озвучке англоязычных актеров.
Falcom исторически считаются пионерами видеоигровой музыки. В этой компании начинал работу легендарный Юдзо Косиро, например, а саундтреки к первым частям Ys считаются одними из самых важных в истории видеоигр. Сейчас репутация у саундтреков Falcom не настолько чистая: они до сих пор не указывают имена своих композиторов, а нынешние мелодии, по мнению некоторых фанатов, не дотягивают до по-настоящему легендарных работ компании.
Саундтрек Trails from Zero до легендарного статуса не дотягивает, но для общего звучания серии делает очень много важного. Для понимания: первая часть Trails in the Sky по звучанию слабо отличалась от плеяды JRPG с какой-нибудь PS1, а вот во второй и третьей частях уже начали появляться привычные на данный момент для серии гитарные запилы и электронные фоновые треки. Trails from Zero продолжает двигаться в том же направлении, и конкретно в этой игре подобный подход работает как нельзя хорошо.
Ведь Кросбелл даже внешне выглядит куда более развитым, чем традиционный Либёрл из Trails in the Sky. Таким образом, менее традиционное и более современное звучание в Zero идеально передает атмосферу Кросбелла — занятого и технологически развитого города, который может в любой момент рухнуть под весом двух гигантов, которые нависают над ним. С боевыми темами тоже все очень хорошо: заглавная Get over the Barrier! ставит в основе звучания зажигательные синты и скрипку, а в каких-нибудь Formidable Enemy и Arrest the Criminal основную позицию уже занимает синтезированная гитара. И звучит это максимально в тему.
Я очень большой фанат серии Trails, и, честно скажу, в какой-то момент я устал ждать официального анонса Trails from Zero и прошел версию от Geofront. Но не все фанаты пойдут по моему пути, и далеко не каждый игрок в принципе в курсе, что из себя представляет данная серия. Релиз Trails from Zero на английском языке — это отличный подарок для всех: фанаты получат наконец давным-давно затерянную главу истории Земурии, а новые игроки получают в свое распоряжение неплохую точку входа в серию. Конечно, она что-то заспойлерит о Trails in the Sky; конечно, Trails of Cold Steel современнее выглядят и немного олучше играются. Но только в Trails from Zero вы сможете познакомиться с классическим внешним видом серии и с первоначальной системой развития Орбментов, сразу при этом окунувшись в технологически развитый мир Земурии, не пытаясь продираться через затянутое начало Trails in the Sky, похожее на множество других JRPG. Так что дерзайте, мир Земурии ждет вас. И начинайте свои приключения в нем так, как сами пожелаете: хоть в команде брейсеров, хоть в кадетском Классе VII, хоть в отряде полиции. Только учтите: на Trails from Zero история Ллойда Бэннингса не заканчивается, а Trails to Azure выйдет только в 2023 году. Кроме того, впереди ведь еще совсем новая Trails into Reverie. Будьте к этому готовы.