Не всё так красочно
11 лет назад в Sonic Colours игровая пресса и многие фанаты видели спасение серии от «цикла Соника» — проклятия, наложенного на Sonic Team шаманами из Sony, братьями Марио или древними ацтеками – в зависимости от того, чью версию вы слушаете. Суть проклятия заключалась в следующем: каждый раз, когда SEGA анонсирует нового «Соника», пресса и фанаты начинают ликовать: «наконец-то, нас ждёт хорошая игра, а не как в прошлый раз!». Но на волне хайпа становятся известны новые подробности об игре, которые начинают сдувать оптимизм фанатов, и в итоге на релизе журналисты разносят игру в хлам, а фанаты обещают, что больше на уловки Сеги они не поведутся. Но ажиотаж всё равно поднимается вокруг следующего неизбежного анонса через пару лет — и так до бесконечности.
Этот цикл, конечно, был всего лишь злобным мемом, а не реальностью — пока из шахт Sonic Team поступали 3D-игры посредственного качества, 2D-выпуски серии на GBA, DS и PSP получали только положительные отзывы, и даже самые позорные похождения Соника и компании продолжали собирать внушительную кассу. Но хотели того в SEGA или нет, с анонсом Sonic Colours интернет вновь запустил проклятый цикл.
К счастью, игра была очень тепло принята как большинством фанатов, так и большинством критиков, и стала одной из самых продаваемых на закате жизни Wii. «Цикл Соника» был разорван. Или так нам казалось в 2010-м году.
Но спустя 11 лет все эти полузабытые мысли вновь стали актуальны. В честь 30-летия синего любителя чили-догов SEGA сдула пыль с Sonic Colours и решила выпустить ремастер игры на современных консолях. Переиздание получило помпезный подзаголовок Ultimate — по замыслу издателя, оно должно было стать ультимативной версией похождений синего ежа по межгалактическому парку развлечений.
Но ультимативной версии не получилось. Вместо этого SEGA и Blind Squirrel Games выпустили на Switch и других платформах довольно кривое факсимиле Sonic Colours, которое, что иронично, особенно плохо работает на портативке от Nintendo.
Но прежде чем углубляться во все проблемы, которые я обнаружил у ремастера игры на Switch, нужно немного рассказать об оригинале на Wii.
Sonic Colours — продолжение так называемой «буст-формулы» Соника, которая зародилась в Sonic Rush на DS и перекочевала в 3D-итерации в дневные уровни Sonic Unleashed. Как и в Unleashed, уровни в Sonic Colours поделены на 2D- и 3D-секции.
В 2D-секциях игра показывает нам вид сбоку, схожий с классическими выпусками серии. 3D-секции уровней мы пробегаем с камерой за спиной синего ежа по местностям, больше похожим на гоночные трассы, чем на классические платформерные миры из Марио или Спайро. Параллели с гонками на этом не заканчиваются: вместо привычного многим колючего клубка Spin Dash, Соник ускоряется при помощи Boost — рывка, превращающего ёжика в почти неуязвимую ракету, уничтожающую всех мелких врагов на пути. Увернуться от угрозы Соник может при помощи способности Quick Step, а резко повернуть в сторону — при помощи Drift. Увы, обе эти способности в Colours представляют собой лишь простые QTE, которые активируются в заранее определённых местах.
Зато Соника научили делать двойной прыжок, незаменимый в многочисленных 2D-сегментах игры. Но выполняется он двойным нажатием на кнопку прыжка (на B на Switch) — и она также отвечает за Homing Attack, которая автоматически атакует ближайшую цель. И Sonic Team знали, что делали: в некоторых каверзных местах они нарочно расставили врагов и препятствия так, чтобы при двойном нажатии кнопки Соник вместо двойного прыжка прямой наводкой бросался в ловушку. Дешёвый трюк, господа.
Справедливости ради, про немного урезанный набор стандартных трюков ёжика забываешь, когда знакомишься с виспами — инопланетянами, которые здесь играют роль усилений. По сюжету Sonic Colours злой доктор Эггман, прознав про их способности, решил поработить этот народец и использовать для своих нужд. И когда виспы начинают помогать игроку, то становится ясно, в чем ценность их талантов. К примеру, жёлтый висп-бур позволяет быстро перемещаться в почве и воде, красная ракета отправляет игрока в воздух, голубой лазер — рикошетит от стен и открывает альтернативные пути, а синий куб активирует ранее недоступные платформы.
Виспы — это главное нововведение Sonic Colours. Они помогают расправляться с врагами, находить альтернативные пути и секреты и даже быстрее побеждать боссов. Без них игра чувствуется ограниченной, и это особенно понимаешь в самом начале, когда замечаешь кучу мест, куда без цветных помощников никак не попасть. Но доступ к ним игра не даёт до третьего акта первой зоны. Так Sonic Team пытались искусственно увеличить реиграбельность, блокируя доступ ко многим альтернативным путям. Это сильно портит начало Colours — первые часы игры не доставляют ожидаемого драйва и веселья, как при последующих перепрохождениях и часто заставляют игрока бежать по довольно скучным маршурутам. Боязнь разработчика перегрузить игрока информацией тут тоже излишняя: управление виспами схватываешь на лету, а их активация требует лишь одного нажатия кнопки.
После провала Sonic 2006 в SEGA решили отказаться от пафосного сюжета в стиле проходных аниме-сериалов и решили сосредоточиться на менее мрачных приключениях. Уже в Sonic Unleashed тон повествования поменялся: подростковый гримдарк почти исчез, а в катсценах стали не стесняться юмора и весёлых моментов между персонажами. Sonic Colours пошла ещё дальше — почти все сюжетные сценки это набор скетчей и обмен шутками между персонажами. Никаких речей про спасение мира и внутренний мир персонажей. Юмор, правда, подкачал — все самые смешные шутки ушли в объявления доктора Эггмана для посетителей парка, которые во время игры еле слышно.
Мои претензии к дизайну игры на этом не заканчиваются. Несмотря на звание «трёхмерного Соника», бо́льшая часть Colours проходит в двух измерениях. Сегменты в 3D-пространстве немногочисленны и составляют меньше половины, если вообще не треть всего игрового времени. Дизайнеры сделали упор на 2D-сегменты, и, к сожалению, когда камера переходит в вид сбоку, чувство ритма и скорость игры теряются.
Дело в том, что физика «трёхмерного» Соника очень плохо работает в 2D: на низкой скорости наш герой ведёт себя так, будто его ботинки отлиты из свинца. Такая модель поведения позволяет игроку легче управлять сверхзвуковым животным на скоростных сегментах, не улетая на другую сторону уровня из-за лёгкого наклона стика. В 2D-сегментах, однако, эта тяжёлая физика превращается в пытку, поскольку Соник попросту недостаточно резв и чувствителен, чтобы прыгать по маленьким платформам над смертельными безднами. И спешу вас огорчить: 2D-сегменты, требующие точных прыжков, это значительный кусок Sonic Colours. Так получилось, что управление, идеально подходящее для трети от всех побегушек, в остальное время просто раздражает.
И да, кто вообще решил набить игру такими плохими двухмерными уровнями? Из всех шести актов в каждой зоне (за исключением финальной Terminal Velocity) половина – это сомнительные геймплейные эксперименты, где надо или стоять на кнопках, или прыгать на одной пружине над бездной, или скакать по маленьким платформам. Такое ощущение, что все эти акты существуют лишь для того, чтобы увеличить хронометраж игры.
Но к счастью, хорошие уровни в Sonic Colours действительно хороши. Их хочется перепроходить по многу раз, выискивать все секреты и альтернативные пути, и выбивать максимальную оценку за прохождение. Нельзя не похвалить и воображение художников и дизайнеров, создавших огромный космический парк развлечений доктора Эггмана: каждая зона имеет свой шарм, от неоновых вывесок Tropical Resort и аттракционов из десерта в Sweet Mountain до подводной фауны Aquarium Park и зелёной травы Planet Wisp. После стольких лет клишейных клонов Green Hill во всех играх Sonic Team после Generations, возвращаться в Sonic Colours куда приятнее, чем пялиться в уже набившие оскомину шахматные паттерны в половине уровней из Sonic Forces.
Нельзя не похвалить и прекрасный саундтрек игры, который содержит как оркестровую музыку, так и электронные мелодии и хард-роковые рифы, и даже попсовая заглавная тема Reach for the Stars в исполнении Cash Cash звучит отлично.
Однако всё это удовольствие можно было получить и в оригинальной версии Sonic Colours для Wii. Как же обстоят дела с ремастером? Как-никак, перед нами заявка на ультимативную версию!
Всё сложно.
Ремастер-ломастер
Графика в Sonic Colours стала лучше... местами. Разрешение игры увеличилось с 480p до Full HD. Кроме того, для ремастера перерисовали многие текстуры и модели, благодаря чему выглядят они более качественно, а частота кадров удвоилась с 30 FPS до 60-ти... но только если вы играете не на Nintendo Switch. Switch-версия Colours выдаёт лишь 900p в доке и 600p в портативном режиме. Ситуация с частотой кадров даже усугубилась: в некоторых местах видны подтормаживания и проседания частоты кадров ниже отметки в 30 FPS, что печалит даже по сравнению с оригиналом на Wii.
А рекламируемые улучшения в графике на Switch мне оценить практически не удалось. Во-первых, качество ассетов в этой версии было урезано для улучшения производительности, и никакой разницы между обновлёнными текстурами и текстурами с Wii вы не заметите. Во-вторых, даже после переработки многих ассетов часто натыкаешься на какой-нибудь элемент фона, который вырван прямиком из оригинала 2010 года. И если он остался в 480p, то в итоге замечаешь не еле заметные улучшения графики, а какой-то плохо сделанный задник, на который на Wii ты не обращал бы не заметил, но который в HD режет глаза. И в-третьих: новое освещение в Sonic Colours Ultimate никуда не годится. Уровни заполнили ярким белым светом, вымывающим все краски из оригинальной игры, а роговицы глаза атакует эффект Bloom, будто вылезший из технических демок для видеокарт 2007 года розлива. Да, освещение здесь технологичнее, чем на Wii — но в данном случае прогресс технологий не привёл к улучшению качества.
Ультимативной Sonic Colours: Ultimate может быть только по количеству багов: играя в бодром темпе, не пытаясь как тестер находить ошибки разработчиков, я успел понаблюдать, как в игре пропадает музыка, проседает частота кадров и как сходят с ума текстуры. Во время битвы с боссом Sweet Mountain, например, эффекты дыма и частиц напрочь сломались и начали косплеить кубическую графику из Minecraft. Ускорители в зоне Asteroid Coaster так и норовят выкинуть тебя в бездну. Даже картинки в баннерах достижений умудрились заглючить. А в какой-то прекрасный момент один из виспов, Jade Ghost, просто выкинул меня за пределы играбельной зоны, и я застрял в полу без возможности выбраться.
Даже загрузки в игре стали медленнее. Нет, не по сравнению с версиями для Xbox или PS4 — а с версией для Wii! Местами стало хуже в несколько раз. Как так вышло? Не понимаю.
К сожалению, чтобы оправдать подзаголовок Ultimate, издатель поверх косяков самого ремастера решил внести ряд бесполезных нововведений, который абсолютно не улучшают игровой процесс. Самое дурацкое из них — новый саундтрек. Отличные треки Tropical Resort, Starlight Carnival и Sweet Mountain заменили совершенно плоскими ремиксами уровня начинающих ютуберов. Даже весёлую заглавную тему Reach for the Stars в исполнении Cash Cash отправили под нож, заменив каким-то странным ремиксом. Не доверяете моему вкусу — послушайте сами. Зачем? Почему это понадобилось делать? И нет, переключиться обратно на оригинальный саундтрек нельзя. Даже выключить музыку насовсем и поставить фоном свою не дают — регулировка громкости звуков и музыки тут только совместная, а аудиомикс отвратителен: звуковые эффекты бьют по ушам, а музыка играет слишком тихо.
Уморительные объявления Эггмана по радио не вырезали — уже хорошо.
Ещё одно нововведение сомнительного качества — это новый перевод игры на русский язык. Да что там, он не «сомнительного качества», он откровенно плох. Не знаю, как редакторы упустили абсолютно глупые ошибки, которые нынче не делает даже Google Translate , но в тексте игры их полно (я проверял). Если, конечно же, подразумевать, что это проверял редактор. Лично мне кажется, что данной работой занимался какой-нибудь студент на аутсорсе за запись в зачётке для практики. Такое ощущение, что перед нами поделка пиратов уровня мемных переводов Sonic Adventure из начала 2000-х. Шепелявых актёров на переозвучку не позвали — и на том спасибо.
А ведь столько было очевидных способов сделать игру гораздо лучше! Если бы в SEGA не поскупились и добавили контент из превосходной версии для Nintendo DS, добавили онлайн-опцию для кооператива, дали разработчикам возможность исправить темп оригинальных уровней (как это сделали фанаты для версии на Wii!) и вынести все неудачные эксперименты с левел-дизайном в опциональные миссии, то Sonic Colours засияла бы новыми красками. Но нет — даже старые краски усилиями команды ремастеринга потеряли яркость.
К слову, я опробовал и недавние патчи. К сожалению, львиная доля проблем пока что осталась на месте. Надеюсь, что игру не забросят, и в последующих патчах ситуация улучшится.
Резюме
Вместо ностальгии Sonic Colours: Ultimate пробудила болезненные воспоминания десятилетней давности. Геймеры вновь собирают коллекции видео и скриншотов с багами и кричат, что игры о синем еже никогда не были хорошими. Проклятый цикл вновь грозит восстать из могилы и вернуться в коллективный разум игроков. На горизонте маячит ещё одна игра про Соника — от неё вновь уже заочно ждут провала.
Хотите ультимативную версию Sonic Colours? Сэкономьте 3000 рублей и перепройдите прекрасную версию для Nintendo DS, либо вставьте диск в Wii или дисковод компьютера и запустите эмулятор. Ремастер на Switch в текущем состоянии рекомендовать невозможно.
Копия игры для рецензии предоставлена издателем.