Или как Такэхару Исимото вернул мне 2008.
Мои музыкальные вкусы начали формироваться в 2008 году. Именно тогда в моем доме появился интернет и местные локальные сети, в которых можно было легко найти всё, что захочется. Это касалось и музыки. И в тот год, когда крупнейшим событием в жизни моего родного города стал приезд знаменитых Scorpions, я не мог не проникнуться шармом рок-музыки того периода.
Год за годом я искал новые группы, которые могли бы вызвать у меня в душе отклик. Одни любимчики сменяли других, некоторые коллективы отдалялись от моих вкусов и со временем покидали музыкальную библиотеку, но на их место нередко приходили другие. Основной список любимых исполнителей в жанре традиционной для начала 2010-х альтернативы сформировался у меня году к 2014 — именно тогда я начал расширять свои музыкальные взгляды. И именно тогда, в моём понимании и понимании многих, мейнстримная рок-сцена начала меняться.
Многие из моих любимых групп начали менять звучание: кто-то уходил в сторону более мягкого звука, кто-то полностью изменял жанр. Некоторые фанаты в таких случаях говорят, что, мол, их некогда любимые группы «опопсели». Я этот термин не люблю: движение вперёд — это неотъемлемый процесс, без которого коллектив просто потеряет эффект новизны. Но факт остался фактом — к 2020 году в моих плейлистах появились совсем другие Poets of the Fall, Three Days Grace и Asking Alexandria, которые кардинально отличались от тех, какими они были тогда, в 2008. И не то чтобы их новые работы мне не нравились, просто иногда хочется, чтобы популярные группы когда-нибудь решили сделать то, за что ты полюбил их именно тогда, много лет назад.
И казалось бы, при чём тут продолжение культовой японской игры 2007 года? Просто композитор NEO: The World Ends With You Такэхару Исимото своей музыкой вернул мне тот самый 2008 — причем с лихвой.
Для Исимото оригинальный The World Ends With You не был первой работой под крылом Square Enix: с 1999 года он программировал синтезаторы для таких игр, как Front Mission 3 и Final Fantasy X, а в 2004 занял пост композитора мобильной игры Before Crisis: Final Fantasy VII и OVA Last Order: Final Fantasy VII. The World Ends With You стала его первым крупным проектом, и на нем он развернулся по полной: позвал соратников из своей группы SAWA, включая вокалистку Саву Като, и, вдохновляясь современными на тот момент трендами хип-хопа и поп-музыки, выдал уникальный для своего времени саундтрек, который идеально сочетался с внешним видом игры и её игровым процессом.
The World Ends With You, как и её саундтрек, получила культовый статус, а Исимото мгновенно стал одним из наиболее важных для Square Enix композиторов. В последующие годы он продолжил работать над расширенной вселенной Final Fantasy VII, написав саундтрек к Action-RPG Crisis Core: Final Fantasy VII, поработал с легендарной Ёко Симомурой над играми серии Kingdom Hearts и создал музыкальное сопровождение как к Final Fantasy Type-0, так и для её HD-переиздания. И несмотря на то, что Исимото покинул компанию в 2017 году, став после этого фриланс-композитором, он продолжил активно работать со Square Enix.
Естественно, на протяжении всего этого времени композитор не забывал и про The World Ends With You: Исимото писал новые треки и для переиздания игры на смартфоны, и для Final Mix, вышедшей на Nintendo Switch. В 2012 году после распада SAWA он вместе с Савой Като основал новую группу The Death March, с которой гастролировал по стране, исполняя песни из The World Ends With You. И, разумеется, он вернулся к роли композитора и для аниме-адаптации оригинальной игры, и для полноразмерного продолжения.
Скажу сразу: я не особо много поиграл в NEO: The World Ends With You. Но у меня и нет желания рассматривать её саундтрек как часть общей картины игры. Нет, я называю её саундтрек своим любимым альбомом 2021 года не из-за того, как эта музыка звучит внутри игры. Всё с точностью до наоборот: саундтрек NEO вызвал у меня мощные эмоции даже без какой-либо привязки к внутриигровым событиям.
Итак, к чему была эта тирада про формирование моих музыкальных вкусов? Просто саундтрек NEO насквозь пропитан духом альтернативы и поп-музыки нулевых. Пропитан настолько, что при прослушивании половины треков я сидел как Леонардо Ди Каприо в том самом меме, подмечая, насколько же те или иные треки звучат похоже на тех исполнителей, которых я так обожал в подростковом возрасте.
Вот взять, например, Storm и Kill the Itch. В основе этих песен лежат мощные, но тягучие гитарные мотивы, речитатив в куплетах и драйвовые стадионные припевы. И оба этих трека прям навевают воспоминания о золотых годах Papa Roach, хотя даже вокалисты в них разные: в Storm поёт Джесси МакФейдин из группы Rize, а в Kill the Itch — Мас Кимура из Nothing to Declare. В Kill the Itch, кстати, закрывающий рифф очень сильно напоминает песню Psycho группы Muse.
Дальше — больше: Your Ocean и Scramble похожи одновременно на несколько поп-рок групп с женским вокалом, вроде Paramore или Tonight Alive. Insomnia — это практически Depeche Mode времен 2004 года, когда они выпускали ремикс Enjoy the Silence с Майком Шинодой из Linkin Park. К слову о них, Breaking Free, одна из мощнейших тем в игре, напоминает одновременно Linkin Park, Rise Against и Crush 40, а в комментариях на YouTube вокал Маса Кимуры в этом треке сравнивают с голосом фронтмена Staind Аарона Льюиса.
Более того, Исимото не ограничивается отсылками к музыке нулевых: Rockin’ Rockin’ и Last Call в исполнении певицы армяно-японского происхождения Стефани Топалян явно вдохновлены шугейзом, а в жестокой We’re Losing You прослеживаются отсылки на классическое творчество Metallica и Slayer.
Но не только за счет отсылок на чужое творчество живет саундтрек NEO. Немалую часть альбома составляют ремиксы на песни из оригинальной TWEWY и её переизданий — и с ними тоже всё достаточно интересно. Некоторые треки просто немного причесали, изменив инструментал и перемикшировав, за счёт чего Ooparts, Hybrid или даже культовая Twister в NEO звучат практически как версии из оригинальной игры, только чуток лучше.
Некоторым песням повезло чуть больше. Transformation, например, в Neo получила совершенно новый инструментал, который хоть и следует оригинальной песне, но гитарный звук здесь не давит слушателя стеной, а на фоне можно услышать скрипки и пианино, которые придают и без того мощной изначально песне совершенно эпическую энергетику. Three Minutes Clapping же приблизилась по звучанию к живому исполнению и инструментально стала заметно легче, что, впрочем, песне ни капли не вредит.
Но мой фаворит — это, конечно, Owari-Hajimari. Оригинальная песня ни в коем случае не была плохой, но в ней было, считай, не за что зацепиться, кроме великолепной читки Камерона Стротера. NEO превратил эту довольно стандартную хип-хоп композицию в невероятную рэп-рок песню с множеством необычных идей: тут и цепляющий гитарный рифф, и слэп бас наряду с акустической гитарой в куплетах, и абсолютно новый бридж, который въедается в голову после первого же прослушивания, и, конечно, столь же прекрасный рэп в исполнении Стротера. Новая версия даже на английском языке звучит великолепно, хотя всё ещё слышно, что английский текст не обладает такой же огненной подачей, как японский.
Интереснее всего ситуация становится, когда Исимото начинает жонглировать жанрами и клише. За счёт этого получаются наиболее интересные и, при этом, самые странные треки в альбоме. Есть, к примеру, две песни-побратима — Bird in the Hand и Incongruous. Они используют один и тот же рэп-семпл, но при этом звучат настолько по-разному, насколько это возможно. Первая — активная танцевальная композиция, в которой одинаково главные роли занимает зажигательный синтезатор и акустическая гитара. Вторая — тяжёлая рок-песня, в которой в разные моменты главенствующую роль занимают скрим под гитарные риффы, читка под эти же самые риффы, поверх которых наложен эффект катушки диджея, и лиричные моменты с чувственным женским вокалом, которые сопровождаются лишь легкой мелодией от синтезатора и тихой партией ударных.
Или вот взять тягучий метал в Unconscious, сопровождаемый вокалом японской певицы Юми Судзуки. В куплетах песни используется один и тот же простенький гитарный мотив, но композиция буквально взрывается в припевах, причём как за счёт изменений в музыкальной составляющей, так и благодаря голосу Юми. Chase уходит совсем в другую сторону: она ощущается как традиционный танцевальный трек, только исполненный практически полностью с использованием акустической гитары и ударных. Во время первого прослушивания это шокирует, но со временем привыкаешь и начинаешь покачивать ножкой в такт.
Оставшиеся оригинальные песни пусть и не звучат настолько же смело, но придерживаются единого стиля игры, смешивая в разных пропорциях рок, метал, рэп и различные тренды поп-музыки. Причём по энергетике некоторые песни очень сильно отличаются. Shibuya Survivor и Unpainted — это почти надрывные баллады, несмотря на то, что в Unpainted довольно мощный электронный инструментал. World is Yours — наоборот, дикий ню-метал, постоянно переключающийся между различными видами темпа и подачи.
Оставшуюся часть саундтрека составляют полностью инструментальные композиции — они не слишком сильно запоминаются на фоне других песен, но неплохо разбавляют ход альбома. И да, весь саундтрек, состоящий из 51 мелодии, практически идеально выстроен. Песни никогда не стоят друг за другом так, чтобы между ними ощущался сильный диссонанс — одна композиция с легкостью перетекает в другую, за счёт чего общий темп альбома не ломается практически ни разу за прослушивание.
И да, в NEO есть досадные проблемы. Ремиксы Someday, одной из лучших песен оригинальной The World Ends With You, в NEO звучат очень плохо — всё из-за смены вокалистки, и новой певице явно не хватает энергии той же Савы Като. Как и не впечатляет новая версия Jump Over Yourself — но и оригинальная песня не сильно блистала.
Но всё это мелочи на фоне того потока качества, оригинальных идей и отсылок на различных культовых исполнителей прошлого, которые составляют саундтрек NEO. Работа Такэхару Исимото над продолжением культовой игры пятнадцатилетней давности преподнесла не только музыку, которая подходит происходящим в игре событиям, причём как музыкально, так и по лирике, но и огромный альбом для любой категории слушателей, в котором практически каждый найдет что-то для себя.
Мои музыкальные вкусы начали формироваться в 2008 году. Именно тогда в моем доме появился интернет и местные локальные сети, в которых можно было легко найти всё, что захочется. Резкий поворот в моих предпочтениях случился в 2017 году с выходом Persona 5, саундтрек которой запал мне прямо в душу и раскрыл глаза на то, какой бывает видеоигровая музыка. Сейчас в моем плеере можно найти как песни до сих пор любимых Poets of the Fall из 2006 года, так и мелодии Falcom Sound Team из 2020. И лишь один альбом объединил две эти крайности моих музыкальных предпочтений. Именно за это я готов называть саундтрек NEO: The World Ends With You не только лучшим видеоигровым саундтреком, но и лучшим музыкальным альбомом 2021 года в принципе. И я готов стоять на этом мнении до самого конца.