Про Nintendo и не только

Bark Odyssey: две истории о собаках в космосе

Дмитрий Панасенко

Обзор двух историй о четвероногих покорителях космоса, платформера Space Tail: Every Journey Leads Home и комикса Laika, подсмотренный в дневниках космонавта.

02.11.2071. 352 дня в космосе.

Сто лет не вёл дневник. Но…

Сегодня отключили видеосвязь с Землёй. Плановое обслуживание, займёт от 3 до 7 дней.

Сегодня впервые не смогу поговорить с мамой. Вообще ни с кем не смогу поговорить. Не знаю, как описать свои чувства. Одиночество кажется слишком слабым и банальным словом, а другое придумать не могу. Да и не хочу придумывать. Эта проклятая миссия длится гораздо дольше, чем я ожидал. Я просто хочу домой. Или хотя бы перестать думать о цели. К тому же на время техобслуживания у меня официальный отдых от заданий…

Вспомнил, что способ отвлечься есть. Мой младший брат пару дней назад прислал космопочтой какие-то «артефакты» из 2022 года. Самое время их распаковать.

03.11.2071. 353 дня в космосе.

В посылке оказалась абсолютно новая на вид Nintendo Switch; и где только брат нашёл такой раритет! Ещё он положил самодельный адаптер для зарядки консоли, тёплое письмо от домашних (я даже почти всплакнул) и бумажный комикс.

На Switch оказалась установлена только одна игра — Space Tail: Every Journey Leads Home. Про приключения собачки в загадочном космосе.

Комикс оказался на ту же тематику: Лайка Ника Абадзиса, история первой собаки, попавшей в космос.

У брата больное чувство юмора, меня от космоса и так тошнит, а он не придумал ничего лучше таких историй. Но делать сейчас всё равно нечего, поэтому начну с игры, потом примусь за комикс, а в дневнике буду описывать свои мысли по мере прохождения. Это лучше, чем смотреть на звёзды. На самом деле почти всё лучше, чем смотреть на звёзды.

04.11.2071. 354 дня в космосе.

Начал играть. Главная героиня Space Tail — собачка по имени Беа. Однажды её нашли сотрудники космического центра, она пряталась от них на какой-то свалке. Сначала Беа всех боялась и сторонилась, пока в центре не оказался ребёнок одного из работников. И Беа нашла с ним контакт. Собачку тренировали для разных миссий, учили использовать весь свой «арсенал»: зрение, обоняние и слух. А затем отправили в космос.

История раскручивается, у Беи появляются друзья и враги, на далеких планетах ждут новые испытания, а задачи, стоящие перед простой собачкой с планеты Земля, с каждой главой становятся всё масштабнее и масштабнее. Сюжет подается с помощью анимированных карточек и текста, который читает голос за кадром, — и это проблема. Потому что голос очень плох. Он неописуемо монотонный и усыпляющий, а когда актёр пытается изобразить эмоции… Лучше бы он и не пытался.

А сейчас о геймплее. Мне понравилось, что разработчики попытались имитировать то, что игрок буквально управляет собакой. Вышеупомянутые зрение, обоняние и слух — это настоящие способности героини: она видит скрытые связи, чует смертельные выбросы газов из-под земли и избегает их, а с помощью слуха спасается от реагирующих на громкие звуки противников. Кроме того, когда Беа находит новых друзей, желающих присоединиться к её путешествию, игрок может использовать и их умения. А ещё в отдельном меню можно попросить скомандовать «сидеть» или «дать лапу».

Сама игра — классический двухмерный платформер с уровнями. Выполняем задачу на уровне и переходим к следующему, чаще всего на новой планете. Прыгаем, бегаем, лаем, нюхаем и стараемся не попадаться на глаза противнику, ничего особенного. Управление порой слишком чувствительное, порой слишком неотзывчивое, хотя возможно, это у меня из-за почти года жизни под действием искусственной гравитации руки испортились. Всё возможно.

Завтра расскажу про графику.

05.11.2071. 355 дней в космосе.

Графика плохая. На Switch так точно плохая. Очень размытая картинка, очень пиксельные персонажи, очень тусклые цвета. Мне не было приятно смотреть на такое.

Скорее всего, это сделано для плавных и быстрых анимаций, и частота кадров в игре действительно очень стабильная. Но на мой взгляд анимации чересчур быстрые! И кроме того, я смотрел видео одного из коллекционеров ретро-консолей, и он говорил, что Switch способен выдавать картинку в разы лучше, не теряя при этом в производительности. Там приводилась в пример тоже двумерная игра про… про какой-то слепой лес, я точно не помню, и она выглядела в разы лучше.

Графикой я крайне разочарован. На завтра в планах закончить Space Tail и записать финальные впечатления.

06.11.2071. 356 дней в космосе.

Утром решил сделать на завтрак бутерброд с маслом. Самому масла на хлеб намазать, а не включать друцкий агрегат. Просто захотелось в очередной раз что-то поменять в надоевшем распорядке. Зря.

Слишком давно не пользовался лазерным ножом, и когда срезал с хлеба упаковку, проткнул указательный палец на левой руке, чудом с концами не отрезал. Сразу же побежал в медотсек и залил палец лечебным гелем, к завтрашнему вечеру должен полностью восстановиться. Дурацкий агрегат в итоге выдал мне манную кашу, которую я съел, тихонько проклиная себя, нож, агрегат и, конечно же, космос.

Заканчивать Space Tail без левой руки невозможно, хотя и осталась лишь пара уровней, поэтому я взялся за комикс. Зачем терять время попусту.

13.11.2071. 362 дня в космосе.

Я долго ничего не записывал. Не мог. Не хотел. Но нужно. Связи до сих пор нет, кстати. Палец чувствует себя странно.

Ладно, теперь про комикс, я всё же его дочитал.

Все люди, отправляющиеся в космос, обязательно изучают историю его освоения человеком. И влияние Сергея Павловича Королёва, история Лайки, Белки, Стрелки, Гагарина — всё это мне прекрасно знакомо.

Но Абадзис в своей Лайке расставляет акценты совсем на другое. Здесь есть Королёв, и он не великий светлый изобретатель, а прошедший через испытания и немного сломленный человек. Здесь есть Никита Хрущёв, и он не славный лидер славной страны, а человек, видящей в покорении космоса инструмент пропаганды, не считающийся с ценой. Есть Елена Дубровская, и она не просто дрессировщик собак, а сочувствующая и защищающая Лайку женщина.

А ещё есть Лайка. Лайка, проникновенный взгляд которой не отпускает. Лайка, которая не понимает, что войдёт в историю. Лайка, которая так похожа на настоящую. Лайка, с которой читатель проведёт целых три года и которой не станет 3 ноября 1957 года. Спустя примерно 6 часов после старта, Лайка погибнет от перегрева космического аппарата, хотя должна была провести на орбите около недели.

Рисунок Абадзиса хоть местами и выглядит нелепым и карикатурным, но при этом очень помогает истории. Он не перетягивает на себя внимание, не перегружен деталями, и в то же время очень атмосферен. А сама Лайка выглядит всегда отлично.

В итоге, Лайка — это потрясающий комикс, очень серьёзный и эмоционально непростой, но пропитанный любовью к жизни и несущий очень мощный гуманистический посыл. «Гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка», — писал Фёдор Михайлович. А стоит ли освоение космоса смерти одной собачки?

И я сейчас понял, почему так долго не мог продолжать записи… Я постоянно возвращался к первой странице. «Я избран судьбой… Я не умру…» — повторяет отправляющийся в Магадан Королёв. И я сам не могу перестать повторять эту фразу… Избран ли я судьбой? Что я здесь делаю?

Я почти не узнаю себя. И что меня сломало? Комикс? Палец? Отключение связи? Пару недель назад я был совсем другим…

Надо закончить игру. Может быть станет лучше.

14.11.2071. 364 дня в космосе.

Прошёл Space Tail и показалось, что вот оно: нормальное настроение, концовка очень приятная, последний уровень интересный, наверное, даже самый интересный в игре. Воспрял духом.

Space Tail — это не что-то уникальное и сильное, как Лайка, это просто обычный платформер с забавными собачьими механиками, но в трудную минуту он меня выручил и поднял настроение.

И так захотелось с кем-то об этом поговорить, обрадовать близкого человека своими впечатлениями. Но связи нет. Связи всё ещё нет.

15.11.2071. 365 дней в космосе.

Я здесь уже год. Я ненавижу космос. Ведь он только забирает. И не даёт ничего взамен. Забирает время, забирает родных, забирает любимых, забирает жизнь. Забирает даже бутерброд с маслом. Связь с Землёй до сих пор не починили. Космос забрал и её.

О чём только думал мой брат, когда отправлял эту посылку! Впечатления, наконец, выстроились в стройную картинку в голове. Собаки, объединившись с космосом, забрали у меня цель. Да, игра-то не то чтобы плохая и с тёплой атмосферой, а комикс просто потрясающий, но… я прошёл через эти истории, и не вернулся прежним. Прежнего меня забрал космос, и даже не настоящий космос, а нарисованный. А я остался никем.

Я положил всё, что прислал брат обратно в коробку, чтобы запечатать и забыть. Собирался отправить назад первым же рейсом космопочты, но когда складывал, я ещё раз машинально перечитал полное название игры. Space Tail: Every Journey Leads Home. Вспомнил последнюю минуту игры. Вспомнил… Лайку, настоящую Лайку, которая погибла 3 ноября 1957 года. Вспомнил всё это…

И кое-что понял. И передумал.

Оценка игры
Оценка комикса

Ключ на игру предоставлен издателем.

Поделиться twitter/ facebook/ скопировать ссылку
Срок действия ссылки истёк
Отлично! Проверьте ваш почтовый ящик, чтобы войти в аккаунт.