Конец декабря – время вспомнить все, что было в уходящем году, и подвести итоги. События прошедшего года как будто отодвинули гейминг на второй план, но это не значит, что мы перестали играть: возвращаться к любимым проектам и следить за новинками, вопреки техническим ограничениям. Какой год, такие и итоги – неутешительные, обнадёженные, наши.
2022-ой был для меня годом бэклога, потому что мало какие вышедшие игры смогли меня заинтересовать. Поэтому мне бы хотелось выделить скорее «откровения года», но в одну новинку мне всё же удалось поиграть. С неё и начнём.
Bayonetta 3
Долгожданное возвращение сексапильной ведьмы наконец-то произошло! На первый взгляд, игра схожа с предыдущими частями: ходишь по локациям, сталкиваешься с врагами, кромсаешь их на кусочки с помощью разнообразных комбинаций и идёшь дальше. Однако дьявол кроется в деталях, коих тут много: командование демонами, несколько играбельных героинь со своими уникальными возможностями, новое оружие, система подсчёта очков и многое другое.
Но третья «Байка» всё же получилась не идеальной. Сценарий в какой-то момент проседает и начинает походить на мультсериал «Финес и Ферб»: когда структура между эпизодами одинаковая и ты точно знаешь, что произойдёт в конце. К сожалению, PlatinumGames никак не пыталась поиграть с ожиданиями игрока. Ну и, разумеется, техническая часть, которую не разгромил разве что ленивый. Нестабильное разрешение, количество кадров, тестуры — всё это порой мешает насладиться ураганным геймплеем.
Несмотря на вышенаписанное, я считаю, что любителям «слэшеров» проходить мимо Bayonetta 3 не стоит. Если спросить меня, на каком месте расположен триквел в топе игр серии, я бы поставил её на почётное второе место.
Fire Emblem: Three Houses
Самый лучший способ побороть видеоигровую апатию — попробовать новые жанры. И это работает: благодаря «Трём домам» и Metroid Dread ко мне вернулся интерес к играм.
Fire Emblem Three Houses делится на две составляющие: свободное время и тактические битвы. В первом вы гуляете по монастырю, месту основного действия, общаетесь со студентами и жителями, укрепляете с ними социальные связи и учитесь чему-то. Что до битв — это самая классическая tRPG. У вас есть поле боя, разделённое на множество клеток хода. Исход боя зависит от грамотного командованием бойцами, каждый из которых относится к определённому классу и имеет своё оружие, эффективное против одних, но слабое против других. Если выбрать классический режим, то бойцы будут погибать навсегда, так что берегите своих вайфу.
Игра обладает огромной реиграбельностью за счёт выбора в начале прохождения одного из трёх домов. Это предопределяет дальнейшее развитие сюжета во второй половине игры. Понять все стороны конфликта можно только если пройдёшь все пути. Радуют персонажи: их дизайны не нарочито анимешные, а сами они пусть и клишированные (качок, любящий в своей жизни только еду, тренировки и свою сестру; дикарка, которая плохо говорит на языке; скромняшка, боящаяся всего и т.п.), но за счёт раскрытого прошлого они кажутся намного живее.
Есть у игры и проблемы: повторы полей боя, закрытие некоторых вещей за DLC, любовь сценаристов подвесить ружье, а потом просто забыть об нем и так далее. Но несмотря на это, я всё же насладился игрой и советую вам — на данный момент это самая доступная часть Fire Emblem.
Red Dead Redemption 2
Иногда меня спрашивают: «Назови 3 твои самые любимые игры?». Мне сразу приходит на ум Portal 2, но над остальными приходится поразмыслить. Что ж, появилась ещё одна игра, которая будет сразу же возникать в голове наряду с головоломкой про порталы: Red Dead Redemption 2.
Поначалу в неё сложно втянуться из-за нацеленности на реализм, что выливается в крайне неторопливый геймплей, но в конце-концов ты начинаешь плыть по течению и с удовольствием исследовать мир Дикого Запада: заниматься грабежами, рыбалкой, охотой и многим другим. Ты настолько погружаешься в этот мир, что даже не особо хочется пользоваться быстрым перемещением (разве что в случаях, когда необходимо отправиться на другой конец мира).
Сценарий в RDR2 — один из самых сильных в игровой индустрии. Он крепко связан с геймплеем, благодаря чему от него не веет лудонаративным диссонансом. Что уж говорить, когда даже спустя полгода я включаю Cruel, Cruel World или That’s The Way It Is, и меня вновь наполняют эмоции, полученные от прохождения.
Да, я встретил пару багов, но они не испортили впечатление — лишь позабавили. Поэтому для меня Red Dead Redemption 2 — абсолютный шедевр, истинные 10/10. Жаль только, что первая часть вообще не знает о существовании второй, только о каких-то абстрактных событиях. Надеюсь, Rockstar всё же выпустит ремастер/ремейк игры и добавит в мир детали, связанные со второй частью.
В плане игровых достижений 2022 год оказался противоречивым. С одной стороны, в первой половине года настроения играть в видеоигры особо не было. Ещё и появились сложности с покупкой новинок на актуальные консоли. С другой стороны, во второй половине года стало полегче: и с покупками (передаю привет турецким предпринимателям), и с восприятием видеоигр: я, наконец, полноценно поняла фразу «побег в виртуальный мир». Правда, миров от Nintendo в уходящем году было не так много – Splatoon 3 прошла мимо меня, Pokemon Scarlet & Violet оказалась слишком большим техническим разочарованием, а Xenoblade Chronicles 3 уже не смогла удивить так, как оригинальная часть. Впрочем, даже без этих громких эсклюзивов есть о чем вспомнить.
Kirby and the Forgotten Land
Если разбудить меня ночью и спросить, какая игра от Nintendo в 2022 году понравилась мне больше всего, то я отвечу – однозначно новый Кирби. Наконец-то розовый малыш получил полноценную 3D-игру, которую давно заслуживал. Красочную и наполненную контентом Kirby and the Forgotten Land интересно проходить как в одиночку, так и вдвоем. При этом игру нельзя назвать «детской»: возможно при прохождении основных уровней и боссов у вас не возникнет особых проблем, однако ближе к концу основной сюжетной линии и при открытии Колизея вам однозначно «дадут прикурить» (чего скрывать, я так и не прошла истинного финального босса, даже применив все свои фигурки amiibo).
Эксперимент с трехмерным окружением для Кирби оказался успешным: это можно понять как по цифрам продаж, так и по оценкам игроков и прессы. Уверена, что у HAL Laboratory в запасе ещё куча нереализованных идей, которые они покажут в новых играх с розовым пухляшом в главной роли. На горизонте, правда, пока маячит только ремейк игры с Wii Kirby's Return to Dream Land Deluxe, который вернет нас в классический 2D-платформер. Хотя и его я с удовольствием перепройду, чего и вам советую!
Sonic Frontiers
Мы посвятили отдельный выпуск подкаста новой игре про нашего любимого синего ежа, в котором на протяжении двух часов раскладывали плюсы и минусы проекта. Конечно, новое приключение Соника сложно назвать идеальным, но это уже большой шаг вперед для франшизы, особенно после провальной Sonic Forces. В Frontiers, конечно, хватает раздражающих моментов и спорных решений по части геймдизайна и интерфейса, но игра умудряется так захватить своим геймплеем, что поневоле проводишь часы за исследованием здешнего псевдооткрытого мира. Да и уровни из киберпространства мне были по душе. После забега по островам камерные уровни классических «соников» ощущались очень к месту. Были бы уровни ещё и новыми, а не копирками из предыдущих игр... Но давайте не будем требовать от Sonic Team слишком многого.
В остальном, Sonic Frontiers – крепкое и интересное приключение, которое помещает синего ежа в нестандартные условия. Вам предстоит много бегать и прыгать, сражаться с тварями разных форм и размеров, превращаться в СуперСоника, чтобы дать отпор огромным колоссам с бомбическим саундтреком на фоне и… даже рыбачить. Потому что ни одна уважающая себя игра не может обойтись без рыбалки!
Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge
Настоящим подарком как для любителей ретро, так и для фанатов «черепашек» можно по праву назвать Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge. Правда, проходить её интереснее всего в кооперативе: настолько, что порой не понимаешь, что происходит на экране. Лично меня больше всего привлекает, пожалуй, визуал битемапа – слишком «вкусными» выглядят здешние спрайты. Моё почтение всем художникам и аниматорам!
Но не внешним видом единым. Геймплей Shredder’s Revenge возвращает в ностальгические 90-е строением уровней, переходами между локациями, битвами с боссами и кучей разнообразных режимов. Правда, приходится жертвовать продолжительностью игры, которая ограничена парой часов (зато каких!). Растяните их на несколько вечеров и посмакуйте как следует.
Дорогие читатели, поздравляю вас с новым 2023 годом! Надеюсь, грядущий год принесет нам только хорошие новости и уверенность в завтрашнем дне.
2022-й для меня стал годом, когда играть на Switch в актуальную мультиплатформу стало совсем невыносимо.
Под «актуальной мультиплатформой» я имею в виду Sonic Frontiers: я до сих пор жалею, что потратил $60 кровных на версию игры, которая и рядом не валялась с изданием для ПК и консолей.
Увы, время «чудо-портов» типа Doom и... Doom Eternal прошло. Даже Klonoa Phantasy Reverie Series пугала нестабильностью, частотой кадров и странными графическими проблемами. ЭТО РЕМЕЙКИ ИГР С PLAYSTATION 1 И 2!
No Man’s Sky это скорее исключение из правила: даже эксклюзивная Bayonetta 3 не может порадовать стабильной частотой кадров. Ну и ладно. Недавно я закупился порцией недорогих ретро-платформеров по $1-5 и они меня радуют куда больше, чем последние AAA-релизы. Очень всем рекомендую Lunastice, Toree 1 и 2 и обе части Yooka-Laylee (пока они продаются по бросовым ценам).
С эксклюзивами что-то тоже не ладится: к Splatoon 3, пускай я его и ждал, возвращаться нет желания (даже не знаю почему, просто неохота), а Metroid Dread я до сих пор не запустил. Ну и ладно, Тим Суини на Новый год насыпал всем порцию бесплатных игр в EGS — пойду пополнять беклог.
Switch практически потерял для меня привлекательность в 2022 году. Сами посудите: две действительно крупные игры, в которые я играл на платформе, были Sonic Origins – переиздание старых двухмерных платформеров, и Trails From Zero – порт JRPG десятилетней давности. Так подумать – негусто.
Но, справедливости ради, я в принципе в новинки особо не играл, как и, думаю, многие из нас. Была одна игра, которая зацепила меня невероятно мощно, и она впоследствии даже вышла на Switch, но о ней немного позже.
Для начала признаюсь, что я больше внимания обратил на старые консоли от Nintendo. Так именно в 2022 году я прошел Castlevania: Aria of Sorrow с Game Boy Advance, и, буду предельно честен, получил от нее невероятное удовольствие.
В Aria of Sorrow отлично реализован практически каждый аспект. Картинка приятная, музыка, традиционно для серии, заседает в памяти, боссы заставляют неплохо так поломать голову, а процесс исследования замка связан с поиском секретов, и невероятно удобным (хоть моментами и бесящим) платформингом. Не буду разбрасываться терминами вроде «лучшая метроидвания», потому что от жанра я довольно далёк, но Aria of Sorrow это явно одна из лучших игр серии, и отличный выбор, если вы хотите попробовать что-то на GBA.
На Nintendo DS же я прошел The World Ends With You, и, честно, это именно та игра, которая должна была продавать эту консоль. Её игровые механики настолько успешно переплетаются и работают именно в рамках технических возможностей DS, что прямо диву даешься. Каждый пройденный бой, каждый прокачанный значок, каждый прожитый в мире TWEWY день находил все новые и новые способы удивить. Добавить к этому очень крепкий сюжет о важности жизни, отменный саундтрек и прекрасную стилизацию картинки под стрит арт, и получается чистейший must-have для каждого владельца DS. Сиквел, кстати, тоже очень хорош, но претензий к нему немного больше.
Так вот, вернемся к вышеупомянутой новинке. Любимой игрой, которая вышла в 2022 году, для меня стала Rogue Legacy 2. И я довольно сильно удивлен таким поворотом событий.
Вообще, я проходил первую Rogue Legacy, но никогда не испытывал к ней особой любви. Да, играть было приятно, идея с наследниками выглядела оригинально, но чего-то ей не хватало. Я не мог сказать чего, пока не вышел сиквел и не показал, как именно можно было раскрыть концепт первой части.
Классы, которые в оригинальной игре различались лишь внешним видом и характеристиками, здесь превратились в уникальных бойцов, к каждому из которых нужен свой подход. Пятерка реликвий, изредка попадавшихся в замке, разрослась до нескольких десятков уникальных артефактов, каждый из которых может подойти к определенному классу или принципу прохождения. Локаций и боссов стало больше, процесс продвижения по замку стал сложнее, акробатика стала более комплексной за счет новых приемов, а картинка сменила пиксельную стилизацию на невероятно красивое 2.5D, которое в динамике выглядит как оживший мультфильм.
Конечно, подобное описание не может полноценно объяснить, чем именно меня зацепила Rogue Legacy 2. Но мне кажется, я в принципе не могу объяснить ее привлекательность словами. Просто это невероятно красивая, разнообразная, увлекательная и аддиктивная игра, которая не хочет меня отпускать до сих пор. А я, между прочим, уже на третьем прохождении. И оно явно не будет последним.
Следующий год уже готовит для меня пару-тройку интересных релизов. Они пока не связаны с Nintendo Switch, но кто знает, все ещё может измениться. Пока лишь понадеюсь, что 2023 год будет немного потише, сильно спокойнее, и в разы более счастливым для нас всех. Пора уже нам немного отдохнуть.
В январе этого года я, совершенно неожиданно для себя, начал марафон серии Kingdom Hearts, впоследствии ставшей для меня одной из любимых. Этот путь в 4 месяца и 430 потраченных часов был, безусловно, интересным и ценным игровым опытом.
Из всех – теперь уже шестнадцати – игр в серии больше всего запомнилась и произвела на меня впечатление именно Kingdom Hearts III – масштабный финал саги о мастере Зеанорте, Искателе Тьмы. Боёвка, позаимствовавшая некоторые элементы из Birth By Sleep и продолжающая идеи Kingdom Hearts II, стала просто совершенной, оттого битвы с боссами, оставшись всё такими же сложными, как и в других частях, стали ещё и красивыми. Отточив умения работы с движком Unreal Engine 4 на Birth By Sleep – A Fragmetary Passage, разработчики вышли на совершенно новый уровень графики, настолько реалистичный, что он теперь может сравниться с мультфильмами и даже некоторыми фильмами Disney, персонажи из которых всегда были важной частью вселенной Kingdom Hearts. Также стоит отметить и просто потрясающий сюжет, разгоняющийся ближе к финалу и показывающий просто невероятный накал страстей: путь Зеанорта и Организации XIII наконец завершён, открывая для серии новые горизонты. В отличии от судеб Соры, Рику, Каири и других героев, для которых эти события были лишь важным рубежом перед дальнейшими свершениями.
Если до 2022 года я умеренно интересовался видеоиграми, то сейчас они стали моим главным инструментом, помогающим справляться с реальностью. Почти каждый день, доставая из чехла Nintendo Switch хотя бы на полчаса, я оказывался в безопасном пространстве наедине с собой или в компании новых друзей.
Представьте себе: в этом году на гибридную консоль вышли продолжение Байонетты, первый полноценный трёхмерный Кирби, порт Persona 5 Royal, который за время существования «Свича» стал мемом. И это только те серии, за которыми я активно следил. Несмотря на изобилие релизов, три игры оказались для меня особенно значимыми.
Sonic Frontiers
Sonic Frontiers создаёт ощущение, что в офисах Sega есть рычаг, возвращающий 1998 год, когда выходила Sonic Adventure. Игра про Соника, которая определила путь развитие франшизы в ближайшем будущем и которая очень понравилась игрокам, не смотря на техническое несовершенство и множество неотработанных моментов.
На фоне отполированных ААА-эксклюзивов успех Frontiers лично мне доказывает, что раздражающие поп-апы, сломанную систему собираемых предметов и интерфейс более вредный, чем в JRPG, способно перевесить живое, весёлое ядро от энтузиастов своего дела.
И хотя на самом деле никто не сотрёт воспоминания о ежином аттракционе последних лет, в Новый год как опытные, так и впервые познакомившиеся с Соником игроки входят с надеждой на прекрасное продолжение.
Fire Emblem: Three Houses
До «фермерского» Nintendo Direct в сентябре мои знания о Fire Emblem ограничивались фразой: «Ого, это же персонажи из Смэша!» Но трейлер Engage и последующее освещение игры для «Невкусных Картриджей» побудили узнать о серии подробнее. Перманентная смерть, комплексная боевая система, политические интриги? 32 года кто-то делал игры специально для меня, а я узнаю об этом только сейчас?
Оторваться от Three Houses было невероятно сложно. И трудно сказать, что увлекало сильнее: прикольные боевые ситуации или отношения между персонажами с самыми разными архетипами. Отдельно меня поразило, как зависят друг от друга геймплейные циклы. Во время профессорских будней ты привязываешься к героям и закапываешься в их бэкграунд, что непосредственно влияет на поведение в бою, когда нервно переигрываешь один ход третий раз, потому что любимый персонаж рискует погибнуть.
Dorfromantik
Если мне нужно вернуть ощущение контроля, я обращаюсь к Dorfromantik — симулятору бога, где вы из шестиугольных плиток собираете миниатюрный мир. Здесь можно выполнять задания и пытаться бить рекорды, можно строить красивенькие пейзажи в креативном режиме, залипая на то, какой необычной формы получился ваш лес и как было бы абсурдно увидеть подобные железнодорожные пути в реальном мире.
Для меня важно, как игра звучит, и звучание Dorfromantik очень хорошо сочетается с тоном расслабленного неторопливого конструктора. Трудно представить такой классический пушистый эмбиент без местных полевых звуков поезда, коров, птиц, детей. Звуки взаимодействия с плитками такие комфортные, будто стук в деревянном домике. Думаю, это одна из тех игр, с которыми очень приятно засыпать.
Бабушке,
Спасибо за истории, которые ты успела рассказать.
А ведь никто не верил. Когда 6-ю часть Monkey Island анонсировали 1 апреля 2022 года, никто не верил, что это возможно. Рон Гилберт и Дейв Гроссман возвращаются к серии через 30 лет! Devolver Digital, Disney и LucasArts объединяются, чтобы это выпустить! Да ещё и с таким стилем! Это шутка, это сон, это последствия ковида, но точно не реальность!
Однако в 2022 году удивляться поворотам судьбы перестаёшь. А игра получилась прекрасной. Знакомые персонажи, локации, необычный стиль, к которому со временем всё равно привыкаешь, знакомые голоса героев и атмосфера пиратского приключения, которой так давно не хватало. Return to Monkey Island удалась.
Но самое главное — это история. И концовка. У квестов довольно часто бывают проблемы с концовкой, и серия Monkey Island не исключение. Тяжело связать всё происходящее в игре в цельную историю, тяжело сделать насыщенный финал, тяжело угодить желанию игрока. И я не скажу, что концовка Return to Monkey Island соответствует хоть одному из этих запросов. Но эта игра дала мне то, что не смогла дать ни одна другая — напоминание о том, почему я так люблю истории.
Истории поддерживают нас, истории всегда рядом, истории помогают нам задуматься. А главное в историях то, что их всегда можно переписать. Можно увидеть финал и сказать: неееет, этого не было. Развернуться и выйти за дверь, а история продолжится. Можно рассказать её по новому. Вот только историю реальной жизни не расскажешь иначе. И финал тоже изменить не получится.
Спасибо Рону и Дейву за улыбки, приятную ностальгию и за то, что дали немало пищи для размышления. А Return to Monkey Island становится моей игрой 2022 года.
Пусть в 2023 истории продолжатся. И пусть хороших концовок у этих историй будет как можно больше.