Каким вышло долгожданное продолжение культовой RPG с Nintendo DS?
Делать сиквелы сложно. Причем сложность варьируется в зависимости от того, насколько популярной была оригинальная игра и сколько времени прошло с ее выхода. Мало кто в принципе готов выпускать продолжение культовой классики спустя много лет после релиза оригинала, потому что велик шанс не оправдать ожидания устоявшейся фанбазы и не набрать новых игроков для того, чтобы обеспечить продолжению достойные продажи. Но есть и исключения — в лице Тэцуи Номуры, который, состоя в Square Enix, протолкнул-таки идею продолжения культовой классики на Nintendo DS.
Другое дело, что путь к сиквелу The World Ends With You был несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Премьера оригинала на DS состоялась летом 2007 года, но после этого Square Enix не забывали про игру. В 2012-ом вышли The World Ends With You -Solo Remix- для смартфонов под управлением iOS и Android, и Kingdom Hearts 3D: Dream Drop Distance, в которой засветились герои TWEWY. Дальше — больше: в 2018 году на Nintendo Switch была выпущена The World Ends With You: Final Remix, расширенная сюжетно версия оригинальной игры с геймплеем, перенятым из Solo Remix. Добавленная в данном издании глава A New Day очень сильно намекала на продолжение истории Игры Жнецов и конкретно Нэку Сакурабы. А в 2020 году стартовало еще и аниме по мотивам оригинальной игры, которое, по какой-то причине, совершенно не затрагивало события A New Day. Казалось бы, почва для новых приключений Нэку и его друзей подготовлена. Тем страннее, что анонсированный в 2021 сиквел, озаглавленный NEO: The World Ends With You, двигает сценарий в совсем ином направлении.
В центре внимания вновь Сибуя, в которой Жнецы все продолжают играть с судьбами людей. Там и оказываются два друга — Риндо Канадэ и Тосай Фурэсава, которого все кличут Фрэт. Парни достаточно обычные и вполне себе живые: они успевают и пообедать сходить, и какой-то особенно редкий и ценный значок найти. Но буквально после этого вокруг них начинает происходить странное: из ниоткуда появляются монстры, люди вокруг летают, кидаясь огненными шарами, а некая Сёка Сакуранэ представляется Жнецом и говорит, что парни попали в игру, и единственное, как можно будет из нее выбраться, — это прийти к финишу первыми и загадать соответствующее желание, которое Жнецы будут обязаны выполнить. Только вот сделать это не так просто: все игроки давным-давно разбились на команды, Фрэт с Риндо ни в одну из них попасть не сумели, а давние чемпионы игры The Ruinbringers после каждой победы просят только одного — сыграть еще раунд. Так Риндо и Фрэту придется найти, с кем объединить силы, узнать, по каким правилам работает эта самая игра, и раскрыть новую тайну, которая прячется в заковыристых улочках Токио.
Идея игры звучит несколько отлично от оригинальной The World Ends With You. Но в этом-то и заключается суть. Завязка NEO сильна тем, что некоторые идеи оригинальной части она переворачивает с ног на голову, причем практически всегда оправдывая новые идеи сюжетом. Вместо благородной битвы за шанс вновь вернуться в мир живых — меркантильная борьба за желания, но тут и основные действующие лица среди Жнецов другие. Так, у них нет крыльев за спиной, да и с игроками они обращаются чуть более надменно, в то время как старые знакомые вроде Коки Карии наоборот, готовы помочь новичкам. Вместо объединения усилий двух человек посредством духовного пакта здесь в центре внимания огромные команды из десятков людей, подчиняющиеся чаще всего общему лидеру. Потому что игра здесь идет не на время, а на очки, а очки проще набирать именно большой командой. Да и команды вечно цапаются друг с другом, так что Жнецам уничтожать игроков толку нет.
У наших героев, правда, такой роскоши, как огромная команда, нет, поэтому со всем им приходится справляться своими силами. Поначалу Риндо и Фрэт изучают игру вдвоем, но совсем скоро к ним прибивается сумасшедший математик Сё Минамимото, знакомый по первой части, а потом и студентка-отаку Наги Удзуи. Со временем команда, с лёгкой руки Фрэта названная Wicked Twisters, разрастётся новыми, не менее интересными личностями.
Потому что в плане персонажей NEO делает шаг вперед относительно оригинала. Для начала: действующих лиц тут просто больше. К небольшому составу старых знакомых присоединяются много новых Жнецов, командиры четырех противоборствующих команд и новый мастер по имени Сиба, и они очень сильно разбавляют повествование. Плюс — и он идет уже в сторону главного героя — у команды с большинством персонажей взаимодействие хотя бы есть. Риндо, конечно, не экстраверт, тянущийся ко всем и вся — эту роль берет на себя Фрэт, — но и не социофоб, каким был Нэку. Он умеет общаться с людьми, но не всегда и не со всеми, за счет чего за его отношением к разным людям приятно наблюдать. Правда, не каждый попавшийся на пути персонаж будет глубоким и интересным, но на каждого затюканого Фую Кавахару найдется свой Кайэ Оно, который общается с людьми только посредством мессенджера — и не потому, что он немой, а просто ему так удобнее. Плюс за счет того, что соперниками здесь выступают не организаторы игры в лице Жнецов, а обычные люди, тоже борющиеся за свой второй шанс, к ним проникаешься куда большим сочувствием. Да, не всех их можно назвать хорошими людьми, но заслуживают ли они того, чтобы их окончательно стерло из жизни?
С командой у Риндо тоже все хорошо, но вот тут как раз появляются нюансы. И, как ни странно, исключая главного героя, сильнее всего радует Фрэт. У него есть и развитие, и отличная химия с встречающимися персонажами, в особенности с главой Variabeauties Канон Татибаной, и даже драматический элемент. Но вот Минамимото и Наги за собой практически ничего не несут, хоть и тащат на чистой харизме.
А вот с самим Риндо ситуация интересная. Он на первый взгляд не кажется интереснее того же Нэку: если тот ярко сиял в оригинальной The World Ends With You за счет своей резкой социофобии, то Риндо поначалу ощущается просто немного скучным. Со временем становится понятно, что ситуация сложнее. Он не то чтобы скучный — скорее скромный, тихий и нерешительный. И если первые две черты его характера осуждать толку нет, то с последней Риндо явно придется что-то делать: будучи лидером команды в игре, которая решает, будете вы жить или нет, нерешительности места быть не должно. А получится у Риндо справиться с этим или нет... Ну, об этом лучше будет узнать в процессе прохождения.
В котором, относительно оригинальной TWEWY, изменений довольно много. Некоторые из них поверхностные, некоторые вынужденные, а некоторые очень сильно меняют общую структуру игры.
Начнем с малого. Игра практически полностью перешла в 3D, и, честно говоря, это пошло дизайну только на пользу. Стиль оригинала, который вдохновлялся культурой стрит-арта, сохранен в NEO полностью, а некоторые эффекты, вроде искажающихся на ходу зданий, в трехмерной графике выглядят совершенно сногсшибательно. Причем интереснее всего то, что катсцены в привычном понимании слова в NEO — это редкость: все диалоги демонстрируются с помощью комиксных врезок и портретов персонажей. Но что важнее всего — даже в таком, казалось бы, статичном формате, авторы не забывают про режиссуру: нередко появляются уникальные вариации портретов героев, реплики иногда перебивают друг друга, скапливаясь на экране и создавая ощущение разгоряченного спора, ну и про крупные планы игра не забывает. И да, за диалогами наблюдать интересно всегда — и отменная озвучка, как на английском, так и на японском языке, впечатлениям только помогает.
Так вот, возвращаясь к основному игровому процессу: новый облик игре идет, как я уже сказал, только в плюс, но переход в 3D повлек за собой и пару неприятных минусов. Главный из них — камера. Она в игре статичная, и во время перемещения по городу выбирает не самые удачные ракурсы. Нередко придется бежать лицом в камеру, выискивая место, на котором ракурс таки поменяется, да и в лучшие моменты нельзя сказать, что перемещаться по городу удобно. А еще менее удобно вылавливать себе противников для боя.
Как это было на DS: включаем режим чтения мыслей, тапаем стилусом по появившимся «Шумам», попадаем в бой — все просто. В NEO же каждую иконку противника нужно найти самому, пробегая по уровню, а с учетом местной камеры это превращается в совсем нетривиальную задачу. И иногда, хочешь не хочешь, придется довольствоваться сражением с тремя волнами противников вместо желаемых пяти.
Боевую систему тоже не обошли изменения — а как же иначе. Перенос боевки оригинальной The World Ends With You на стационарные консоли, считай, невозможен — в качестве доказательства можно взять Final Remix. Тем интереснее, что хоть NEO в плане общей идеи отходит довольно далеко от первой части, но при этом всеми силами пытается повторить общие ощущения от ее боевой системы.
Если в оригинале Нэку мог нацепить на себя целый набор значков, определяющих его способности, а его напарник обладал лишь фиксированным набором атак, то в NEO их может носить каждый участник команды Риндо. Вернее, по одному значку — а значит, одному персонажу может соответствовать лишь одна атака, не более. Самое интересное здесь то, что каждому значку соответствует своя кнопка на геймпаде. И нет, не персонажу, а именно значку — пули и дротики кидаются кнопкой X, например, вне зависимости от того, какой персонаж нацепил на себя значок. Но не всегда: иногда одна и та же способность может потребовать бешено давить на кнопку, а иногда наоборот, терпеливо ее удерживать в ожидании окончания комбо. То есть перед игроком при организации партии встает выбор: какие кнопки ему удобнее использовать для каких атак и стоит ли давать команде несколько значков с одним и тем же форматом ввода атак.
А ведь выбор атак в NEO традиционно богатый. Можно бить врагов огромными кулаками, кидаться в монстров мусором, призывать под ними ледяные шипы, закидывать бомбами и автомобилями. И недостаточно просто выучить какими кнопками вызываются атаки — стоит еще понимать, как проводить наиболее разрушительные комбо. Ведь после правильно проведенной атаки на противнике появится таймер, и если по нему в это время ударить другим персонажем, то начнет заполняться шкала Groove. Заполните шкалу на 100% или выше — получите возможность использовать ультимативную атаку, которая покроет большую площадь и нанесет огромный урон.
И так если бои в The World Ends With You на DS вызывали у игроков страх за сохранность их нижнего экрана, то в боях NEO на контроллерах приходится выписывать самые настоящие соло-партии. И в NEO очень хочется сражаться хорошо, не получая урона и постоянно набирая Groove своими атаками. Конечно, и в боевке есть свои минусы. Камерой, например, напрямую управлять нельзя: в боях всегда работает автонаведение, и правый стик позволяет только переключаться между целями. Из-за этого некоторые бои становятся сумбурными до такой степени, что непонятно, в какую сторону необходимо смотреть. И обилие спецэффектов от атак главных героев восприятию совсем не помогает.
Но смысл стараться в боях традиционно есть: чем лучше результаты боя, тем быстрее вы прокачаете значки и тем выше шанс выбить более ценный лут. И добывать значки в NEO так же весело, как и в первой части. Бои, как я уже сказал, проходятся с удовольствием, а в дополнение к этому игра все еще позволяет менять уровень сложности и снижать уровень своей партии в обмен на более ценный шмот и более высокий шанс его выпадения соответственно. Собирать большие группы монстров в один бой тоже можно, причем NEO не ограничивает вас лишь пятью волнами врагов за раз. Можно сделать игру и полегче — но тогда и крутых вещей вам не увидать.
Но ладно бои, а что еще можно найти в местной Сибуе? Ну, как минимум, очень многие механики первой части. Не все, конечно — прокачку значков во время простоя игры тут убрали, равно как и систему трендов. И нет, магазины и бренды в игре остались, только работает система немного иначе.
Магазины традиционно могут продавать одежду, еду, значки или полезные мелочи вроде музыки и книжек с информацией о механиках игры. Одежда — это типичный шмот из любой RPG, тут никаких изменений нет, а вот еда здесь покупается уже не на вынос, а съедается прямо в ресторане. Причем желательно бы купить не только ту еду, которая повышает характеристики сильнее всего, а еще и ту, которая понравится конкретному участнику команды, ведь тогда возникает шанс получить более мощный бонус. И да, накормить при походе в ресторан нужно всех, что тоже стоит иметь в виду.
Систему трендов и дружбы с продавцами заменила местная «Социальная сеть». По ходу игры вы будете знакомиться с различными важными и не очень персонажами, и продавцы всех магазинов тоже играют роль. Каждый встреченный персонаж записывается в буквальную социальную сеть, которая прячется в меню персонажа. В центре сети находится Риндо, а каждому герою достается в ней свой собственный узел, до которого, зачастую, еще нужно дойти. Разблокировать узел можно «очками дружбы», а за разблокировку связи Риндо может получить либо какой-нибудь полезный навык, либо не менее полезный предмет.
Только вот встретить человека — это только часть процесса. У многих из них есть условия, без выполнения которых связь не прокачаешь. Условия, чаще всего, простые: купить несколько товаров или прокачать шкалу уважения к бренду того или иного магазина. Это как раз и есть местная замена системе трендов; покупая шмотки и значки определенного бренда и используя их в бою, вы прокачиваете уважение к данному бренду, за счет чего в магазинах появляются новые товары, а продавцы будут относиться к Риндо куда благосклоннее.
Сами же очки дружбы время от времени выдаются по сюжету, но проще их получать за счет выполнения второстепенных заданий. Здесь с ними все довольно просто: в каждой главе Риндо каким-то образом знает, что стоит бы наведаться в определенные локации и помочь там людям. Задания чаще всего довольно простые, но они позволяют использовать дополнительные способности нашей партии. Так, Фрэт умеет вкидывать в головы людей определенные мысли посредством визуальной презентации, Риндо может выстраивать в чужих головах логические цепочки, а Наги — так вообще нырять в чужой разум и изгонять оттуда засевшие Шумы. Действо они неплохо разбавляют, да и разобраться в местных системах проще, чем в тех же самых «мемах» из оригинала. И да, использовать эти и другие способности придется и по сюжету. А если вы пропустили дополнительный квест, то это тоже не беда: в любую предыдущую главу можно легко вернуться прямиком из главного меню.
Основные сюжетные задания в NEO тоже были подвержены изменениям. Придется и в боях активно поучаствовать, и мозгами пораскинуть — головоломки тоже остались на месте, хоть и попадаются, по ощущениям, чуть чаще, чем в первой части. Но самое главное изменение NEO — это появление в игре так называемого Scramble Slam. По факту это война за территории: вы, и противостоящие вам команды оказываются в определенных районах Сибуи, и оттуда вам придется продвигаться по городу, захватывая незанятые территории и сражаясь с другими «игроками» в уже захваченных соперниками. Звучит довольно весело, да и награды за умелое продвижение режим предлагает неплохие. Жаль только, что прогрессия строго заскриптована, проиграть уже захваченные точки, считай, и нельзя, а набор очков для получения вышеупомянутых призов приводит к такому мощному «гринду», который даже в рамках TWEWY ощущается чересчур притянутым за уши.
И вот так послушать, лучше и быть не может: сиквел, который, хоть и не без проблем, но перевел-таки культовый оригинал в трехмерное пространство и сумел перенести затягивающий игровой процесс на совершенно новое поколение платформ. Но, увы, NEO как сюжетная игра и, в особенности, как сиквел в определенный момент начинает сильно проседать.
То есть центральная история, местные загадки и персонажи радуют безмерно, хоть излишнее словоблудие и постоянное вдалбливание одной и той же мысли здесь все еще на месте, как и в оригинале. Проблема здесь в другом. Честно, это стоит, наверное, считать спойлером, так что берегитесь, я вас предупредил. Но когда в последней трети игры NEO начинает один за другим выводить на арену персонажей оригинальной игры, сиквел постепенно начинает терять свое собственное лицо. Риндо и компания в своей собственной игре отходят на второй план, и это, в моем понимании, на грани непростительного. Не говоря уже о том, насколько сильно NEO и A New Day плюнули на душевную концовку оригинала. Конечно, «Новый день» уже намекал на возможное продолжение. Конечно, фансервис нужен был данной игре, чтобы обратить внимание фанатов. Но честно, Минамимото и пары знакомых Жнецов многим бы за глаза хватило. Да и можно было и не впихивать старых персонажей в игру так настырно.
И я не знаю, кого винить за это. Номуру, Square Enix или лично сценаристку продолжения Акико Исибаси, но подобный формат фансервиса немного портит впечатление. Портит не сильно — ведь игровой процесс, сценарий, персонажи, внешнее оформление и абсолютно сногсшибательный саундтрек (которому я посвятил отдельный материал, между прочим) создают игру, от которой крайне сложно оторваться. Игру, которую я буду вспоминать с таким же теплом, как и ее предшественницу. Как и все её недостатки.