26 декабря 2015 года на японских прилавках, а 24 июня 2016 года и на западных, появился долгожданный кроссовер серий Shin Megami Tensei и Fire Emblem под названием Tokyo Mirage Sessions #FE для консоли Nintendo Wii U, который, впрочем, не оправдал завышенные после различных трейлеров ожидания фанатов. Дело в том, что обычно игры обеих франшиз выходят достаточно серьезными, поэтому неудивительно, что от столкновения этих вселенных ожидалось соответствующее настроение. Однако в итоге Tokyo Mirage Sessions #FE вышла самостоятельным проектом с непривычном тоном, но при этом знакомыми элементами из своих прародителей, которые были скорее факультативными, чем фундаментальными. 17 января 2020 года игру перенесли на Nintendo Switch под названием Tokyo Mirage Sessions #FE Encore, благодаря чему она стала доступна большему количеству игроков. Но стоит ли в неё играть? Чтобы ответить на этот вопрос более объективно, я буду рассматривать эту игру как вещь в себе, абстрагируясь от Shin Megami Tensei и Fire Emblem.
Сюжет
Игра начинается с театрального зала, откуда неожиданно начинают пропадать абсолютно все люди. Остается лишь одна девочка — Цубаса Орибэ, которая теряет в происшествии свою сестру. После этого нас знакомят с главным героем – Ицуки Аои, который является другом повзрослевшей Цубасы. Орибэ мечтает стать «идолом», что радует людей и выступает на сцене. Для этого она отправилась на специальное подготовительное шоу. Аои узнаёт об этом и приходит подбодрить её. В этот момент всё начинает катиться по наклонной: разум ведущего начинает контролировать так называемый «Мираж», после чего происшествие в театре повторяется. Ицуки и Цубаса попадают в «Идолосферу» — мир, что существует параллельно человеческому. Там они освобождают поглощенных тьмой миражей – Хрома и Каэду. Объединившись, они спасают ведущего и возвращаются обратно в реальный мир, после чего герои вступают в организацию «Фортуна», которая занимается работой с идолами, но тайно расследует атаки миражей.
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/10/Tsubasa_Heroes.png)
Игра делится на 6 глав, цель которых — спасти того или иного человека от влияния, попутно пополняя команду новыми персонажами со своими уникальными миражами, чем в какой-то степени напоминает вселенную Persona, ответвление серии Shin Megami Tensei. Между главами существуют свободные от основного сюжета «перерывы», во время которых можно выполнять дополнительные задания ради повышения уровня, развития персонажа, а также уникальных способностей, которые вносят разнообразие в игровой процесс. При этом проходить все вспомогательные квесты необязательно: вы можете просто войти в определенное здание, отмеченное на карте, после чего начнётся небольшая катсцена, после которой перерыв закончится, и продолжится основной сюжет.
Персонажи, которых мы встречаем на протяжении всей игры, так или иначе работают в медиа-сфере, однако Ицуки в этом деле преуспевает не сильно. Вместо этого он решил помогать ближним, для чего и исследует идолосферы. Каждый второстепенный герой обладает своим характером и мотивами. С некоторыми персонажами Ицуки знаком еще до начала сюжета, но с большинством он знакомится по ходу действия. Кто-то из них хочет стать Идолом, кто-то вести телепередачу, кто-то быть актером — но все они собрались вместе ради одной цели: покончить с идолосферой и вернуть в Токио спокойную жизнь. Также в раскрытии их черт поможет раздел EX Story, который призван дополнить основной сюжет и, фактически, без которого не обойтись.
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/11/large.jpg)
В общих чертах, сюжет достаточно простой и совершенно легкий для восприятия — он не погружает игрока ни в какие тяжелые мысли и не дает особой пищи для размышления. Его цель очень проста: быть ярким и красочным, с чем он вполне справляется.
Геймплей
В плане геймплея игра представляет собой достаточно интересного представителя жанра JRPG, из которого она берёт пошаговые бои и линейный сюжет. Большую часть времени вам предстоит исследовать Идолосферу, решать загадки, а также сражаться с врагами. Противники делятся на три типа: обычные, редкие и опасные. Обычные помечены красным цветом и нужны для того, чтобы повышать ваш уровень. Редкие миражи окрашены золотистым цветом, однако при виде игрока бегут прочь. Они очень ценны, так как с них выпадает предмет, с помощью которого можно изменять ваших миражей как косметически, так и статически. Такие могут убежать из боя, поэтому очень важно победить их как можно быстрее. Опасный тип миражей — самый нежелательный для встречи: их появление сулит вам поражение, потому что они гарантировано на несколько уровней выше вас и победить их в равном бою почти невозможно. Если вы хотите сбежать из боя против сильных противников, можете использовать специальный прием или предмет.
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/10/tokyo-mirage-savage-enemy-cover.jpg)
Во время сражений каждый из персонажей может атаковать, задействовать способность, использовать предмет, защититься или попробовать сбежать. После выбранного действия ход может перейти к следующему по очереди сопартийцу или врагу, или же может произойти кое-что необычное.
Видите ли, в Tokyo Mirage Sessions есть одна изюминка, которая отражена прямо в названии игры — «Сессии». Они позволяют удлинять ваш ход на неопределенное количество ударов. За них отвечают специальные способности, и чем больше их у вас, тем длиннее будет ваша сессия. У каждого мастера имеется свой конкретный мираж, в том числе у главного героя. Сессионные способности, как и любые другие способности в целом, добываются через оружие, которым ваши миражи владеют. У каждого оружия есть свои преимущества и недостатки, что нужно учитывать при выборе.
Однако сессии открываются не сразу, поэтому первое время вам придётся пользоваться активными способности. Большинство из них взято из игр студии Atlus, которые делятся на 4 типа: физические, магические, баффы и дебаффы. Физические способности представляют собой удары мечом, копьем, топором или луком, мощность которых увеличивается по сюжету или благодаря смене оружия. Магические же делятся на огонь, лед, электричество, ветер, свет и тьму. Отдельно следует выделить всемогущие способности, которые невозможно каким-то образом отразить. Принцип наращивания мощи у них точно такой же, как и в случае с физическими. А вот усиления и ослабления немного отличаются от остальных: они никаким образом не сменяются более сильными аналогами и остаются постоянными. Однако вы можете улучшить способности, если при увеличении уровня мираж получает умение, которое уже у него есть. И это только основной перечень всего — подтипов способностей в игре очень много, поэтому каждый игрок сможет подобрать свою оптимальную тактику боя.
Сессия начинается в тот момент, когда игрок бьет в слабое место противника. Стоит учитывать, что ваши противники тоже могут выполнять сессии, так что вам как игроку стоит основательно подходить к ответственным сражениям. Это приятная находка для игры, так как видеть комбо, состоящее из 15 сессионных способностей, — это очень эффектно. Но не всё в ней идеально. Основным камнем преткновения стало количество наносимого во время сессий урона, которого иногда просто-напросто не хватает — он значительно слабее обычных ударов и способностей. Да, если бы урон во время таких комбо и обычной атаки был одинаковым, то враги побеждались бы в два счёта, что сильно бы упростило прохождение, однако этот параметр уж сильно занизили. Иногда встречаются моменты, когда вся ваша команда находится на последнем издыхании, и вы бросаете все силы на то, чтобы провести сессионное комбо и победить, но из-за малого количества урона вы проигрываете.
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/10/2021092414292500_s.jpg)
С каждой новой главой игра даёт больше новых механик, что, несомненно, плюс. Однако для этого вы обязаны проходить дополнительные задания. Их суть состоит в том, чтобы раскрыть персонажей с определенных сторон и помочь им развить свой потенциал. В конце каждого дополнительного задания, персонаж получает перформу — источник энергии, который выделяется при осознании чего-то важного. Её можно обменять у местной изготовительницы оружия на определенную пассивную способность, которая будет кстати во время сессии.
В самом начале игрок получит возможность выполнять Ad-Lib Performance — это способность, которая появляется вместо основной случайным образом. Она наносит больше урона и очень часто дает критическое попадание. После него идет самая максимальная цепочка сессии из возможных. После выполнения определённых заданий игрок сможет выполнять Duo Arts — вторая случайная способность, которую можно использовать во время выполнения комбо. Она также удлиняет вашу сессию насколько это возможно, и если вы достаточно удачливый человек, то у вас получится выполнить более 20 сессий!
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/11/TMS_DuoArtv2.jpg)
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/11/TMS_SpecPerformance2.jpg)
Как уже было сказано, вне боя вам предстоит исследовать локации в Идолосфере и решать простенькие головоломки, что не идёт Tokyo Mirage Sessions на пользу. Сами по себе головоломки неплохие, но некоторые из них просто раздражают, особенно когда на них застреваешь. Ну и не будем забывать про гринд, к которому приходится прибегать перед тем, как пойти на босса, даже если у вас хорошее снаряжение. Причем игра не дает гриндить бесконечно: в какой-то момент вы будете получать единицы опыта за ваши битвы. Чтобы победить босса, приложив средние усилия, мне требовалось примерно полчаса гринда. И последний, уже более серьёзный минус игры: если ваша конкретная команда падёт, то вас перенесет на начальный экран, что странно, когда в запасе находятся живые персонажи. Так почему они не могут автоматически менять павшую команду, как это было, например, в Persona 5? Это оставляет в недоумении, но привыкнуть можно.
Дизайн
В игре большое количество хороших дизайнов костюмов и миражей, которые выполнены в совершенно разных стилях, поэтому каждый найдет себе что-то по душе. Сменить одежду можно в специальной Идолосфере. Однако сразу поменять костюм персонажа вам не дадут: сначала надо пройти определенные побочные задания. А если вам хочется поменять стиль своего миража, то вам придётся искать редкий тип врагов и надеяться, что по окончанию боя из него выпадет нужный предмет, который позволяет реализовать вашу задумку.
![](https://yuckycarts.ru/content/images/2021/10/2021102818294600_s.jpg)
Музыка
Музыку в игре писал Ёсиаки Фудзисава, который до этого работал только над саундтрекам к различным аниме-сериалам. Несмотря на это, с возложенной задачей он справился на отлично. И это закономерно, ведь чуть-ли не вся игра вращается вокруг идолов, которые поют на сцене. Из интересных и знаковых работ автора можно отметить «Страну самоцветов», «Нет игры – нет жизни и врата».
Саундтрек передает настроение игры достаточно хорошо, что идет только в плюс. Благодаря нему создается чувство праздника, даже когда в игре ничего не происходит. Однако стоит вам зайти в Идолосферу, как она сменяется на более серьезную, что настраивает на сражения с противниками.
Также в игре есть ролики, в которых демонстрируется тот или иной концерт персонажа, и музыка в них также написана Фудзисавой. Чтобы посмотреть одну из этих сцен, вы можете пройти любое второстепенное задание, либо же просто двигаться по сюжету –— иногда эти клипы мелькают и там.
Итоги
Хоть в игре и имеются некоторые шероховатости, она получилась достаточно интересной и качественной. Если вы хотите отдохнуть от серьезной подачи большинства игр жанра JRPG, то вам точно понравится Tokyo Mirage Sessions.