Про Nintendo и не только

Обзор: Voice of Cards: The Forsaken Maiden. Классика в необычной обёртке

Артём Козлов

Как и многие, впервые о Voice of Cards я узнал на одном из Nintendo Direct. Игра привлекла меня своим необычным визуальным стилем и именем Ёко Таро, известным по сериям NieR и Drakengard. Первая игра серии, The Isle Dragon Roars, вышла в октябре 2021 года на PlayStation 4, Nintendo Switch и ПК и получила весьма положительные отзывы, а Voice of Cards: The Forsaken Maiden — в этом феврале на тех же платформах. Первую часть я по какой-то причине пропустил, а вот вторую заметил на распродаже и решил попробовать — тем более, на странице игры было сказано, что она никак не связана с первой частью.

Несмотря на визуальный стиль, Voice of Cards: The Forsaken Maiden — это не карточная игра. Под, безусловно, очень интересной и необычной оболочкой скрывается классическая JRPG, своим сеттингом напоминающая первые Final Fantasy. Сюжет, правда, всё же способен преподнести пару сюрпризов. Действие игры разворачивается на архипелаге, состоящем из 5 островов: Северном, Южном, Западном, Восточном и острове Омега — оттуда родом протагонист, и там же начнётся его приключение.

Завязка The Forsaken Maiden такова: каждый из островов защищает служанка, это её долг. Но служанка острова Омега, Лати, пока не готова к исполнению своего долга, поэтому протагонист вместе с ней и странным существом по имени Лак отправляется в путешествие по четырём островам, чтобы отыскать местных служанок, позаимствовать у них реликвии и помочь Лати обрести её силу.

Большую часть сюжета занимает именно путешествие по пяти островам мира The Forsaken Maiden. Каждый из них представляет собой практически отдельное государство со своей столицей и проживающими в ней людьми. Основная традиция этого мира, общая для всех островов, заключается в важной роли служанок в обществе: обладательница этого титула обязана защищать свой остров и его жителей любой ценой. В каждой главе, посвящённой одному из островов, игрок узнаёт историю местной служанки и её телохранителя. Все из них могут по-своему удивить, кроме первой, которая на контрасте с остальными кажется слегка непроработанной, так как её, на мой взгляд, можно считать чем-то вроде вступления, объясняющего некоторые правила мира. Каждая из служанок, которых встречают герои, обладает интересным характером, который раскрывается в процессе выполнения нескольких квестов. Также у каждой из них своя судьба, поднимающая актуальные и в то же время непростые вопросы: «Что важнее: личное счастье или счастье большинства?», «Как смириться со своей судьбой?», «Как справиться с давлением общества?». Рассказывая истории служанок, разработчики идут до конца, а потому финалы некоторых глав могут удивить своей жестокостью по отношению к персонажам.

Вопросы, касающиеся сюжета, у меня возникают только в отношении протагониста. В играх Ёко Таро главные герои обычно проходят свои арки, изменяются в ходе истории, в положительную или отрицательную сторону. Более того, они запоминаются — как и 2В из NieR: Automata, которая сразу приходит на ум при упоминании этой игры. Протагонист The Forsaken Maiden кардинально отличается от героев серии NieR: у него нет характера, который проявлялся и развивался бы по ходу сюжета, нет внутреннего конфликта — другими словами, игра не может ответить на вопрос, почему игроку должно быть не всё равно, играя за протагониста и наблюдая за его приключениями.

А всё дело в том, что The Forsaken Maiden повествует не о нём, а о девушке Лати — как раз у неё есть и внутренний конфликт, и арка, которую она проходит. И если вырезать из игры протагониста и поставить Лати на его место, то глобально мало что изменится, потому что девушка ещё и немая. Связь с главным героем получается слишком натянутая, так как на протяжении всей игры они не испытывают особых чувств друг к другу. И если посмотреть на сюжет The Forsaken Maiden, то это именно её история: из запуганной своими обязанностями, которые на её плечи возложили жители острова Омега и лично отец, Лати превращается в настоящую служанку, которая знает, в чём заключается её предназначение, и готова пожертвовать собой ради блага других.

Служанки и их ритуал занимают основную часть лора The Forsaken Maiden. На каждом острове, который посещают герои, этот титул получается по-разному. И, по сути, если девушка его получает, у неё есть выбор: или отказаться от титула, но тем самым обречь всех жителей острова на гибель, или принять свою судьбу, но в результате ритуала отдать свою жизнь для защиты острова и её жителей. Что любопытно, игра показывает и ту, и другую ситуацию через истории служанок. В финале Лати, конечно же, сделает однозначный выбор (хотя было бы интересно, если бы в самом конце была сюжетная развилка, ведущая к разным концовкам), что в очередной раз подтверждает, что это именно её история.

Всё повествование в Voice of Cards: The Forsaken Maiden ведётся от лица рассказчика, что поначалу кажется весьма необычным. Если в большинстве игр распространены диалоги, то здесь абсолютно всё озвучивает рассказчик, а разговаривают персонажи так, как они это делали бы в книге: «протагонист повернулся к ней и задумчиво сказал: “Нам пора идти”». Вдобавок к этому, сама речь рассказчика кажется более литературной, чем в других играх: она изобилует эпитетами, где-то даже метафорами — всё это обогащает повествование настолько, что мне нередко приходилось залезать в словарь, чтобы посмотреть перевод того или иного слова, чего в других играх практически не бывает. Такая подача истории, безусловно, интересна: она создаёт уникальную для этой серии атмосферу погружения в будто бы книжный фэнтези-мир, из которого не хочется уходить. Это подчёркивает и очень хорошо подобранный голос рассказчика, японская версия которого нравится мне куда больше английской.

Как уже было сказано, The Forsaken Maiden — это классическая JRPG с необычным визуальным стилем. Это отразилось и на боевой системе, которая стала больше похожа на настольные игры (мне первой приходит на ум небезызвестная Magic The Gathering, из-за отображения параметров атаки и защиты на картах героев и противников): бой происходит на специальном поле, в верхней части — противники, в нижней — протагонист с Лати и их союзники, слева — небольшая коробка с самоцветами, справа — кубики. Все действия, кроме самых базовых, можно выполнить, использовав определённое количество самоцветов — они здесь в каком-то смысле заменяют ману. С каждым ходом персонажа наша команда получает по одному из них, но можно и потратить ход, чтобы сгенерировать ещё один или несколько. Кубики также являются важной частью боёвки Voice of Cards: они определяют, насколько мощным будет заклинание или будет ли у действия какой-то дополнительный эффект (например, если выпавшее на кубике значение больше 4, то вдобавок к урону от атаки противник получит эффект Seal, не позволяющий использовать заклинания какое-то время).

Также по ходу прокачки персонажей будут открываться новые заклинания и другие способности. В отличие от перманентных способностей, которые никак нельзя менять, заклинания и другие действия можно свободно переставлять, тем самым подстраивая персонажей под свои нужды. Но настраивать (причём это касается как заклинаний, так и экипировки) имеет смысл только двух героев — протагониста и Лати, — потому что команда постоянно меняется, и оставшиеся 2 места обычно занимают служанка и её телохранитель с одного из островов, которые надолго не остаются.

Как во многих классических JRPG, в The Forsaken Maiden есть подземелья. Большинство из них довольно стандартные, но по ходу сюжета попадаются и весьма интересные, которые требуют от игрока не только прорубить себе дорогу сквозь множество противников, но и пораскинуть мозгами. Все головоломки довольно простые: догадаться, что именно нужно делать, можно через пару минут. Но они добавляют подземельям (и не только им, кстати) индивидуальности. Особенно мне запомнился лес, где нужно было слушать деревья и по их манере общения выбирать, куда именно пойти, и пошаговый стелс-эпизод в подземелье. Приятно, что такие эпизоды длятся ровно столько, сколько нужно — они увлекают, отвлекая от постоянных битв с монстрами (как и во многих JRPG, врагов не видно на карте, и мы сталкиваемся с ними случайно), но при этом не успевают надоесть.

В таком же положительном ключе хочется поговорить и о боссах. Их в игре довольно много, но это именно боссы в самом привычном понимании — просто более сильные по сравнению с обычными монстрами противники. Но в основном проблема лишь в том, что у них много здоровья и битва длится дольше, чем обычно. Пару раз за игру, конечно, попадались боссы, которые заставляли попотеть, но это лишь исключение из правила.

Так, в целом, можно охарактеризовать весь баланс сложности в The Forsaken Maiden: он ровно такой, как нужно. Если вы не будете постоянно пропускать сражения (о чём я узнал, кстати, далеко не сразу), то никаких проблем как с боссами, так и с рядовыми противниками у вас не будет. Разумеется, есть пара моментов, которые призваны вытащить вас из зоны комфорта, но их за 20 часов было относительно немного.

Весь игровой мир тоже состоит из карт, расположенных на большом столе. И это ещё одна очень классная идея, которая помогла сделать исследование мира более непредсказуемым, и из-за этого более интересным. Никогда не знаешь, что скрывает следующая карта — сундук, какой-то предмет для дополнительного квеста или монстра. Единственный минус такой карты — не очень удобное передвижение из-за расположения карт, в результате чего иногда можно пойти не в ту сторону, в какую нужно было. Побочные задания тут тоже классические, но уже в плохом смысле этого смысла — сплошные «подай-принеси» без каких-либо интересных историй. Более того, найти их может быть затруднительно, так как о них никто не говорит напрямую. Единственный действительно рабочий способ — открыть вообще всю карту, чтобы не упустить важные для побочек предметы.

Еще один атрибут JRPG, присутствующий в The Forsaken Maiden, — это случайные встречи. Они хорошо разбавляют путешествие героев регулярными сражениями, но если вам необходимо быстро добраться из одной точки в другую, то этот элемент лишь раздражает. Эта игра не исключение, и несколько раз я пропускал битвы, потому что хотелось побыстрее узнать, что будет дальше по сюжету. Но здесь это было оправдано устройством карты мира, где сделать врагов видимыми на карте было бы очень сложно (либо пришлось бы сделать карту в несколько раз больше). На мой взгляд, авторам нужно было взять систему из Bravely Default, где случайные встречи тоже есть, но игрок может регулировать степень их частоты, чтобы можно было и без проблем добраться до города, например, и спокойно набить уровни.

Саундтрек Voice of Cards прекрасно подходит её неторопливому темпу и дополняет атмосферу. Он чем-то напоминает мелодии из серии NieR: они такие же спокойные и расслабляющие и иногда могут удивить внезапной сменой темпа в важных для истории эпизодах. Но большую часть времени в The Forsaken Maiden я провёл под музыку, которая шла в качестве DLC к игре — под саундтрек из NieR, так как он мне был больше знаком, и у меня там уже были любимые композиции. Помимо этого, можно поменять цвет стола, доски, на которой проходят сражения, рубашку карт и фигурку игрока, с помощью которой он перемещается по полю — то есть, вещи косметические (с тематикой Nier: Automata) и абсолютно необязательные для полноценного игрового опыта.

Платина в Voice of Cards: The Forsaken Maiden несложная, хоть и может доставить неприятности в паре моментов (например, со сбором абсолютно всех сюжетных предметов или сведений о противниках, которые отображены на картах в отдельной вкладке в меню). Значительное количество трофеев связано с карточной мини-игрой Parlor, которую я лично пропустил во время своего прохождения и в которую можно сыграть в деревнях. У неё есть несколько режимов, каждый из которых сложнее предыдущего. За прохождение каждого из них можно получить не только соответствующий трофей, но и предметы для кастомизации, подобные тем, что можно получить при приобретении DLC.

Единственное, что может испортить игровой опыт в The Forsaken Maiden — её техническая сторона. Игра выглядит и работает на Nintendo Switch замечательно, но иногда при взгляде на карты персонажей мне казалось, что они будто бы нечёткие и с «лесенками». Это было заметно не всё проведенное в игре время, но всё же было неприятно наблюдать такой технический огрех на фоне прекрасно работающей игры.

В итоге Voice of Cards: The Forsaken Maiden — это классическая (в хорошем смысле) JRPG, которая отлично проходится на одном дыхании, но в то же время история определённо вам запомнится если не колоритными персонажами, то хотя бы историями служанок и тем, чему эти истории могут научить. И несмотря на небольшой для JRPG хронометраж — всего 20 часов, — у игры получается полностью раскрыться как с геймплейной, так и с сюжетной стороны.

Поделиться twitter/ facebook/ скопировать ссылку
Срок действия ссылки истёк
Отлично! Проверьте ваш почтовый ящик, чтобы войти в аккаунт.