Про Nintendo и не только

Изучаем WarioWare

Евгений Ершов

В преддверии выхода новой части серии взглянем на историю ее развития и на то, чем она так привлекает игроков.

Варио нередко появляется в проектах Nintendo: он частый гость в их спортивных играх, да и в Mario Kart тоже успел засветиться. Но антипод всем известного водопроводчика получил и свои собственные серии. И если Wario Land изначально вырос из портативной серии Super Mario Land, да и новых платформеров с Варио не выходило с 2008 года, то WarioWare сейчас наоборот, живее всех живых. В 2018 году на Nintendo 3DS вышла WarioWare Gold, а на E3 2021 Nintendo анонсировала новую WarioWare: Get It Together!. Перед премьерой на Switch имеет смысл взглянуть на прошлые игры серии и выяснить, чем же именно они заслужили любовь игроков.

Основные задумки WarioWare сформировались еще во времена Nintendo 64: в игре Mario Artist: Polygon Studio, выпущенной для провального дисковода-дополнения Nintendo 64DD, присутствовал режим Sound Bomber, в котором нужно было проходить простейшие чередующиеся мини-игры. На каждую требовалось не больше пяти секунд, а их механика была понятна по одному слову описания. Если игра пишет JUMP — значит, надо прыгать, если BLOCK – надо разбить его в стиле Марио. Игры постоянно сменяли друг друга, за счёт чего простейший игровой процесс обретал новые краски и неплохо так проверял реакцию игрока. Только вот мини-игр было мало – всего девять штук, и они быстро приедались.

Кадр из игры Mario Artist: Polygon Studio для Nintendo 64DD

Данную проблему исправили в первой полноценной WarioWare, которая вышла на Game Boy Advance в 2003 году под названием WarioWare, Inc.: Minigame Mania. Но ее структуру и подход к геймплею лучше отражает американское название WarioWare, Inc.: Mega Microgame$!, поскольку вышеупомянутый концепт мини-игр из Mario Artist получил здесь название «микроигр», и оно идеально попадает в суть. Принцип игры остался таким же: односложное слово-задание, на выполнение которого выделяют от пяти до десяти секунд, простейшее управление, которое использует только крестовину и кнопку «А», и постоянно чередующиеся между собой механики. Только в сравнении с девятью играми из Mario Artist, в WarioWare таковых больше двухсот.

Кадр из игры WarioWare, Inc.: Minigame Mania для Game Boy Advance

Микроигры распределены по группам, которые, в свою очередь, представляют различные тематики и разных персонажей. Так, красотка Мона предложит попробовать себя в различных повседневных занятиях, а с мальчиком школьного возраста по прозвищу 9-Volt можно будет поиграть в микроигры, посвященные классике Nintendo. Так или иначе, пройтись придётся по всем группам и в процессе посмотреть на различные зарисовки из жизни всех героев. Но даже так, для того чтобы увидеть абсолютно всё, что может предложить Minigame Mania, каждую группу придется пройти не один и не два раза, ведь за один цикл получится увидеть максимум пятнадцать игр из каждой группы, что обеспечивает играм серии невероятную реиграбельность.

Микроигры в каждой группе чередуются в случайном порядке, жизней на группу дается всего четыре, а со временем, при достаточно успешной игре, в них начинает расти сложность. Но в первую очередь, конечно, открывать местные микроигры хочется из-за их оформления: WarioWare балансирует на тонкой грани между классическим шармом Nintendo и абсурдным юмором, склоняясь то в одну сторону, то в другую. Например, в одной из групп вам придётся отстреливать НЛО, уничтожать планеты и ковыряться в носу. Таким образом, никогда не знаешь, что ждёт тебя впереди, но при первом же взгляде на экран и на описание сразу понимаешь, что именно необходимо сделать.

Кадр из игры WarioWare, Inc.: Minigame Mania для Game Boy Advance

Minigame Mania сразу после релиза обрела культовый статус: сайт GameSpot назвал ее самой инновационной игрой 2003-го года, а журнал Edge и вовсе наградил званием Игры года. В 2004-м Nintendo перенесла её на свою стационарную консоль того времени GameCube. Набор микроигр никак не изменился, линейное прохождение из игры исчезло, но появились новые режимы, вроде начала сразу на максимальной сложности. Важное отличие данной версии, получившей название WarioWare, Inc.: Mega Party Game$!, в том, что она сместила акценты на многопользовательскую игру. Так, появилось несколько режимов, позволяющих сыграть в микроигры с друзьями, причём иногда приходится работать вместе, а иногда —  наоборот, часть игроков будет мешать тому, кто проходит очередное задание. В компании данные режимы гарантируют веселое времяпрепровождение, особенно с учетом быстрого игрового процесса и простой структуры местных микроигр.

Кадр из многопользовательского режима WarioWare, Inc.: Mega Party Game$! для GameCube

В 2005 году на GameBoy Advance вышла вторая полноценная часть серии — WarioWare: Twisted!. Большинство ее микроигр использовали гироскоп: GBA приходилось крутить и наклонять в разные стороны. Но и более традиционные игры с использованием кнопок тоже остались, и общее их количество возросло до 223. В плане структуры прохождения Twisted никак не отличается от первой части для GBA, но дополнительных режимов стало больше, вроде «хардкорного», где все микроигры работают на максимальной сложности, а у игрока в запасе есть лишь одна жизнь. Однако сейчас в эту часть поиграть сложнее всего: Twisted использовала особенный картридж со встроенным гироскопом и модулем вибрации, и его особенности не удалось воспроизвести даже в современных эмуляторах. Так что поиграть в него можно только купив GBA или Nintendo DS и оригинальный картридж.

К слову о DS, следующая часть серии вышла уже для неё, и она, как и большинство игр компании того времени, активно использовала второй экран консоли, который Nintendo оснастила сенсором. В связи с этим, третья часть получила соответствующий подзаголовок — Touched!. Благодаря отказу от кнопок и возможностям сенсорного экрана и микрофона, набор микроигр оказался чуть интересней: во время игры приходилось тыкать, рисовать различные фигуры, набирать простые формулы на калькуляторе, проходить лабиринты, резать арбузы и гладить собачек. Причём в этот раз микроигры были объединены не только тематикой, но и стилем прохождения. В итоге групп в Touched стало несколько больше, как и персонажей.

Кадр из игры WarioWare: Touched! для Nintendo DS

В 2007 году серия вернулась на стационарные консоли — на Wii вышла WarioWare: Smooth Moves. Для своих микроигр она использовала основной контроллер консоли — Wii Remote. Структура микроигр стала сложнее: теперь инструкции показывали и то, как нужно держать контроллер для того, чтобы выполнить задание. За счёт этого набор развлечений в Smooth Moves стал ещё разнообразней по сравнению с портативными выпусками серии: Wii Remote приходилось вертеть, им нужно было тыкать и размахивать во все стороны и даже пользоваться им как пультом от телевизора. Также в игру вернулся доработанный многопользовательский режим из Mega Party Game$ с множеством различных механик. Smooth Moves стала одной из самых любимых частей WarioWare среди фанатов и закрепила за Wii статус лучшей консоли для вечеринок.

Кадр из игры WarioWare: Smooth Moves для Wii

После Smooth Moves для WarioWare наступило время экспериментов. Первым проектом стала WarioWare: Snapped! 2009 года, выпущенная эксклюзивно для цифрового сервиса DSiWare. Собственно, она работала с эксклюзивной для Nintendo DSi фишкой — фронтальной камерой. Увы, но камера на DSi оставляла желать лучшего, набор микроигр ни капли не впечатлял, а объемы контента не соответствовали запрашиваемой цене. Что уж говорить, когда в Snapped! было всего 20 микроигр. В сравнении с любым другим выпуском серии, эта цифра кажется просто смешной.

В следующем году для всё на той же DS вышла WarioWare: D.I.Y., основная особенность которой вновь понятна из названия: D.I.Y. предлагала игрокам создавать собственные микроигры на основе механик Touched. Программировать какую-то сложную механику нельзя, что логично, учитывая принципы работы микроигр, зато можно рисовать для них собственные спрайты и даже писать музыку — за это отвечает инструмент, аналогичный тому, что был в Mario Paint для SNES. Созданные микроигры можно было проходить самому, отправлять на Nintendo DS друзей или даже на свою Nintendo Wii. Правда, для запуска необходимо было купить отдельную игру WarioWare D.I.Y. Showcase в магазине WiiWare. Увы, сейчас онлайн составляющая D.I.Y. совершенно не работает, а все из-за закрытия сервиса Nintendo Wi-Fi Connection и магазинов DSiWare и WiiWare.

Кадр из WarioWare: D.I.Y. для Nintendo DS, режим рисования спрайта

Но и без создания собственных игр в D.I.Y. было чем заняться. В игру добавили 90 микроигр, которые распределили по традиционным группам. Их, правда, всего пять, да и реиграбельность у данного выпуска серии довольно сомнительная, но для своего времени D.I.Y. был, в первую очередь, неплохим инструментом для создания собственных игр. Да и сейчас можно попытаться создать что-нибудь весёлое и показать друзьям на своей DS.

На Wii U в 2013 году была выпущена Game & Wario. И хоть данный выпуск серии нельзя назвать по настоящему плохим, некоторые его идеи можно посчитать крайне сомнительными. Для начала, Game & Wario полностью отказалась от принципа микроигр. Причём структура прохождения осталась такой же, только вот каждому персонажу теперь соответствует лишь одна мини-игра. И эти мини-игры в большинстве своём долгие и довольно скучные. Да, практически каждая из них пытается использовать массивный геймпад Wii U, но получается у них, как и у большей части проектов для платформы, не очень хорошо. В конце концов, возможностей для многопользовательской игры тоже мало. Хотя игра не носит название WarioWare, а вдохновение берёт скорее от классических портативных консолей Game & Watch, в Game & Wario попросту не очень хочется играть.

Кадр из игры Game & Wario для Wii U

Следующую игру серии тоже сложно назвать полноценной. WarioWare Gold, вышедшая на Nintendo 3DS в 2018 году, является по сути лишь компиляцией, объединяющей в себе лучшие микроигры из основных портативных выпусков серии: оригинала, Twisted и Touched с добавлением некоторых игр из других частей и пары оригинальных задумок. Традиционные для серии группы микроигр теперь разделены еще и по вариантам управления. И учитывая почти десятилетнее отсутствие полноценных игр серии, подобный подход выглядит максимально правильным. За счет такого проекта можно оценить интерес новой аудитории, порадовать фанатов оригинальных игр и подготовить их всех к возможной новой части серии.

Кадр из игры WarioWare Gold для Nintendo 3DS

На которую, честно говоря, я смотрю с некоторым опасением. Пока что геймплейная основа Get It Together с необходимостью перемещать в микроиграх миниатюрные версии персонажей по экрану не выглядит достаточно простой и понятной для того, чтобы работать в рамках WarioWare. И буду только рад ошибиться. Проверить это можно прямо сейчас, ведь демоверсия WarioWare: Get It Together! уже доступна в Nintendo eShop. Полная версия игры выйдет на Nintendo Switch 10 сентября.

Поделиться twitter/ facebook/ скопировать ссылку
Срок действия ссылки истёк
Отлично! Проверьте ваш почтовый ящик, чтобы войти в аккаунт.