Tales From the Borderlands вернулась. А стоило ли оно того?
Широко распространено мнение, что Telltale Games обрели настоящую популярность с релизом The Walking Dead: The Game в 2012 году. Я к таким утверждениям отношусь скептически, потому что, в моем понимании, Telltale были так или иначе популярны практически с самого основания. Да, в первый год существования они выпустили лишь простенький симулятор покера и пару адвенчур по мотивам комиксов Bone и всем известного сериала CSI. Но релиз первого сезона Sam & Max сразу же поставил Telltale во главу тогдашнего ренессанса приключенческих игр. А дальше Telltale не сбавляли обороты: после первого сезона Sam & Max вышел второй, потом игра по мотивам мультсериала Homestar Runner, потом Puzzle Agent, а в один момент они приложили руку и к полноценной пятой части великой серии Monkey Island.
И это важно учитывать: на протяжении нескольких лет до релиза The Walking Dead Telltale считались мастерами комедии, а не драмы. Каждая игра их авторства как минимум смешила до колик, а в лучшем случае могла порадовать и достойной сюжетной линией. Но увы, даже до релиза The Walking Dead, а именно в Jurassic Park: The Game, формат игрового процесса встал на рельсы интерактивного кино, а основная доля сюжетов стала ориентироваться на так называемую «нелинейную драматичность». Тем интереснее, что главное исключение из всей библиотеки игр Telltale после The Walking Dead стало, пожалуй, самой смешной и самой безумной игрой компании в её истории.
Речь идет, естественно, о Tales From the Borderlands. Даже сама по себе идея вызывала вопросы: как можно сделать интерактивное кино во вселенной известного адреналинового лутер-шутера, знаменитого своей развязностью и обилием видов оружия? Но у Telltale вышло. У них получилась игра с совершенно прекрасным юмором, замечательной постановкой сцен, и отменным сюжетом.
И как же именно у них это вышло? Ну, для начала, Telltale выбрали логичный подход и поставили во главе истории не героев, умеющих размахивать оружием, а самых простых людей. Так, под управлением игроков оказывались офисный работник корпорации Гиперион Риз и мошенница с Пандоры Фиона. Типажи у обоих совсем не героические: Риз трусоват, физически не особо силен, горделив, но при этом довольно умен и чувствителен к чужим проблемам, а Фиона хитрая, находчивая и расчетливая, но ее гордыня, чувство справедливости и эмоции зачастую берут над ней верх. Из-за этого она и сама попадает в неприятные ситуации, и друзей своих тянет за собой. И, что самое важное, поиграть удастся за обоих, и, соответственно, удастся прочувствовать все стороны их личности.
Не отстают и второстепенные персонажи. Со стороны Рина у нас есть трусливый, но не теряющий расположения духа бухгалтер Вон, их общая подруга Иветт и изо всех сил старающийся быть крутым Хьюго Васкез, которому Риз очень хочет набить морду. На Пандоре Фиона проводит время в окружении сестры Саши и наставника Феликса, а по ходу приключений ей придется столкнуться как с множеством старых знакомых вроде механика Скутера или наемницы Афины, так и с некоторыми новичками вроде бойца Августа или пары громил Финча и Крогера. И это не говоря про милейшего робота и лучшего товарища Грузчика. Причем, что немаловажно, перспектива нередко меняется, так что и Фионе придется поучаствовать в корпоративной жизни Гипериона, и Ризу попытаться выжить среди отбитых жителей Пандоры. А большая часть сюжета подается в виде истории, которую Риз и Фиона рассказывают захватившему их в плен Страннику. И, естественно, каждый из них не против что-нибудь приукрасить или наоборот, подметить несостыковки в чужом нарративе, что приводит к совершенно уморительным моментам.
Самое важное: вокруг этих персонажей была закручена совершенно сумасшедшая история. Не буду спойлерить, просто скажу, что события Tales очень мощно повлияли на происходящее в основной серии. Да и по ходу прохождения от происходящего не хочется отрываться. Игра одновременно и невероятно смешная, и крайне трогательная, а местные сюжетные события сразу затягивают. В Tales From the Borderlands отменная постановка, которой не мешали даже особенности движка Telltale — посмотрите хоть на местные опенинги. Да, по ходу сезона внутри сюжета явно проходили изменения, что проще всего заметить по роликам в конце каждого эпизода. Но общей картине изменения и сложности производства во вред явно не пошли.
Проблема была лишь одна. Tales From the Borderlands завершалась мощным клиффхенгером, ответов на который не дала ни одна из последующих игр серии. Borderlands 3 ограничилась парой отсылок, а Wonderlands вообще не имеет отношения к основному сюжету серии. Надежда появилась в августе 2022, когда Gearbox показали-таки New Tales From the Borderlands. И сразу улетучилась, потому что по первому же трейлеру было понятно, что новая игра никак не будет связана с историей первой части Tales и, соответственно, не связана с полюбившимися многим игрокам персонажами.
В теории, это не плохо само по себе. Borderlands как серия практически никогда не цеплялась за своих главных героев: максимум, на что можно надеяться, так это на камео или второстепенную роль в будущей части серии. Но и трейлеры не вызывали уверенности. Стиль игры стал больше похож на Borderlands 3, которая, по мнению многих, довольно просела сюжетно по сравнению со своими предшественницами. Новые герои тоже не цепляли взгляд. Но, честно, вплоть до релиза я продолжал надеяться на лучшее. Все-таки изначальная задумка и первые трейлеры оригинальной Tales From the Borderlands тоже не внушали стопроцентной уверенности в проекте. Так что, может, и у команды из Gearbox Quebec вышла достойная история, способная удивить, даже несмотря на первые впечатления.
Центр внимания истории еще в Borderlands 3 отдалился от всем знакомой Пандоры на другие планеты местной вселенной. В случае NewTales события проходят на планете Прометея, здорово пострадавшей от нападения компании Maliwan по ходу третьей части основной серии. На орбите этой планеты располагается штаб-квартира крупной компании Atlas, которой руководит давно знакомый нам Риз Стронгфорк. И там же работает ученая Анурада Дар, женщина очень неловкая в общении и мечтающая привнести мир во всю галактику. На поверхности же Прометеи живет ее брат Октавио Уоллес-Дар. В мечтах он максимально успешный бизнесмен, а на деле обычный недалекий парень, который помогает роботу-убийце L0U13 выискивать цели, а в свободное время подрабатывает в магазине по продаже замороженного йогурта Фран Мисковитц. Фран тоже дама неординарная: она пансексуалка, у нее проблемы с контролем внутренней ярости, и еще она может передвигаться только с помощью продвинутого инвалидного кресла. Но их жизнь переворачивается с ног на голову, когда на Прометею вновь нападают: на этот раз на планету нацелилась корпорация Tediore, некогда посмешище всей галактики, а ныне мощная компания, руководительница которой Сьюзен Колдвелл явно не просто так выбрала именно Прометею. Ану, Фран, Октавио и L0U13 придется объединить усилия, выяснить, что именно нужно Колдвелл на их родной планете, и попытаться выйти из ситуации не только живыми, но и на чуть более высоком социальном уровне, чем раньше.
То есть основная идея завязки перешла в New Tales из первой части практически без изменений. Главные герои Ану, Октавио и Фран — это простые люди, которых, по факту, затянуло в центральный конфликт против их воли, после чего они решили принять свою судьбу. Но это, можно сказать, единственное сходство, потому что чем больше смотришь на обе игры, тем больше отличий начинаешь замечать.
Начнем с главного: New Tales From the Borderlands — это менее масштабная история, которая и развивается куда медленнее. Если оригинальная Tales начиналась с места в карьер и старалась не останавливаться вплоть до самого конца, то сиквел ведет повествование куда более размерено. Первый эпизод, к примеру, лишь раскрывает перед игроком общую завязку и знакомит с основными действующими лицами, причем как со стороны героев, так и со стороны злодеев. И дальше размах и движение сюжета вперед резвее не станут. И, честно, стопроцентно минусом я назвать это не могу: центральный конфликт New Tales раскрывается размеренно, и такой формат повествования ему довольно хорошо подходит.
Что я могу назвать минусом, так это общее искусственное растягивание прохождения. Для понимания: в игре пять эпизодов, и каждый проходится где-то за пару часов, может, чуть больше. Так вот, примерно половина общего хронометража игры — это гольный филлер, который абсолютно ничего не дает истории. В одной сцене герои просто дурачатся, в другой полчаса проверяют найденный в прошлом эпизоде девайс, а в третьей нам вообще показывают локацию и героя, которые абсолютно не вносят ничего в повествование. Кто-то скажет, что и в первой Tales были такие моменты, на что я отвечу, что, во-первых, их было в разы меньше, и во-вторых, они работали на развитие персонажей и их взаимоотношений. Здесь моменты развития персонажей в подобных эпизодах оже проскакивают, но их куда меньше, чем в сценах, непосредственно посвященных основному сюжету.
Да, кстати, что же там с персонажами? И если говорить про главных героев, то даже придраться особо не к чему. Представление центрального каста не вызывало у меня особого оптимизма, но по ходу даже самого первого эпизода к основной троице героев легко проникаешься. Причем, что неожиданнее всего, больше всего цепляют Октавио и Фран. Их проблемы и черты характера довольно приземленные и сочувствовать им тоже довольно легко. А вот с Ану вышли проблемы. Сценаристы очень уж сильно напирают на ее трудности с социализацией, так что наблюдать за ее поведением моментами просто некомфортно. Не в пользу Ану идет и чуть более слабая озвучка, особенно если сравнивать с Фран и Октавио, но это момент, который можно списать на субъективное восприятие или просто на голос актрисы. Но при этом Ану — это, пожалуй, наиболее важный для центрального сюжета персонаж, и когда сценарий дает ей проявить себя, она выкладывается на полную. Так что за главных героев игре точно плюс.
Да и за второстепенных, в принципе, тоже, но с оговорками. Мало кто из сторонних героев активно раздражает, но и запоминающихся личностей в целом мало. Вспоминается разве что робот помощник ТИММ-И, да вечно прячущийся в самых неожиданных местах безымянный солдат Tediore. Запоминать персонажей мешает еще и то, что огромная часть из них появляется буквально на 10 минут эпизода, и до конца игры они пропадают в никуда. Оригинальная Tales тоже этим иногда страдала, но она в такие моменты показывала культовых для серии героев вроде Зер0 или Афины. Здесь же камео знакомых героев минимум — кроме Риза и небольшого сюрприза в конце игры даже вспомнить-то нечего.
В защиту New Tales, здесь есть L0U13, продолжающий тренд приключенческих игр серии на великолепных роботов. Правда, он не такой милый как Гортис и не такой преданный, как Грузчик. Однако L0U13 всегда поддерживает главных героев, проходит через свою арку развития и понимания ценности собственного существования, и, чаще всего, он очень хорошо шутит.
Что очень стоит ценить, потому что юмор в New Tales совершенно не впечатляет. Не поймите неправильно, в игре есть с чего улыбнуться, да моментами хотелось и смеяться в голос. Но на каждую хорошую шутку приходится как минимум одна, которая оставит в недоумении. Конечно, Borderlands никогда не была эталоном юмора, да и темы для шуток зачастую брала невероятно толстые, но предыдущая приключенческая игра серии, например, не опускалась до уровня шуток про пердеж. И да, никаких заигрываний с приемом «ненадежного рассказчика» и никаких ломаний «четвертой стены» в New Tales не будет: формат не подходит. Это грустно, потому что в Tales From the Borderlands подобные шутки были максимально уморительными.
И в копилку того, чем оригинальная Tales была сильнее: экшн-сцены и постановка. Несмотря на ограниченный функционал внутреннего движка Telltale, несмотря на переработки и скромное финансирование, Tales умудрялась создавать запоминающиеся и захватывающие боевые сцены как минимум раз в эпизод, а порой и чаще. Кто может забыть побег от улья Ракков из второго эпизода или эпическую перестрелку на пальцах из четвертого? Так вот, New Tales даже близко не побирается к уровню, заданному предыдущей частью.
То есть как, идейно интересные боевые сцены тут есть. Но вот их демонстрация и постановка совершенно не впечатляют. За примером далеко ходить не надо: взять хоть третий эпизод. Фран плывет через резервуар с акулами, раскидывая их на своем пути. Идея отличная, но что нам показывает игра? Она показывает Октавио, который стоит рядом и лишь комментирует все происходящее. В то время как игрок просто жмет на кнопки, не получая никакого визуального результата. Конечно, здесь есть несколько полноценных боёв, но даже так им не хватает ни выдумки, ни динамики.
И проходят активные сцены достаточно традиционно: все зависит от старых-добрых QTE. Другое дело, что сам принцип здесь стал несколько сложнее. Довольно редки ситуации, когда игроку требуется нажать лишь одну кнопку. Зачастую необходимо либо кнопку удерживать, либо ее часто долбить, либо вообще вбить целое комбо из инпутов. Иногда придется и прицел в нужное место направить, прежде чем нажимать на кнопку. Как бы ничего нового, но привычный процесс разбавляет.
Мирные события тоже слабо изменились. В диалогах все так же предлагается четыре варианта ответов, на выбор дается ограниченное время, а изредка игроку предложат и побродить по небольшой локации в поисках сюжетно важных деталей или небольших секретов. В секретах могут быть деньги, на которые можно покупать костюмы для главных героев; коллекционные фигурки или же просто необязательные диалоги, которые временами приятно слушать.
Важнее всего здесь то, что ваши действия и выборы могут сыграть роль в сюжете. Роль важную, но довольно малозаметную и неочевидную по ходу игры. Если в Tales от выборов игрока могли зависеть целые геймплейные и сюжетные сегменты, то в New Tales игра примерно будет оставаться одной и той же от прохождения к прохождению, но вот концовка может измениться. Придется следить за некоторыми словами и действиями и пытаться понять, как поддерживать взаимоотношения и кооперацию всех троих главных героев между собой на должном уровне. Причем когда я говорю, что система неочевидная, это еще довольно мягко сказано: в игре очень сложно понять, какие реплики как влияют на уровень отношений героев, так что ориентироваться приходится только по оценкам, выставляемым в конце каждого эпизода.
Но не только системой отношений героев Gearbox разбавила формулу Tales From the Borderlands в продолжении. В New Tales стало больше мини-игр. И тут, как можно догадаться, тоже все довольно неоднозначно.
В теории это развивает идеи первой игры. Там, напомню, Риз умел работать с компьютерами, а Фиона могла стрелять из миниатюрного пистолета и собирать деньги для личных или же сюжетно важных затрат. Здесь вроде бы все примерно так же: Октавио владеет взломанным Эхо-устройством, благодаря чему может искать информацию о живых существах в даркнете и взламывать чужие устройства, а Ану как настоящий ученый умеет чинить вещи, хорошенько по ним хлопнув. Ситуации, в которых подобным надо пользоваться, встречаются нечасто, но это вообще не проблема — думаешь поначалу. А потом появляется бестолковая, полностью завязанная на простейших QTE игра Vaultlanders, для которой и нужны коллекционные фигурки, и вот ее присутствие вызывает лишь недоумение. Как и некоторые другие мини-игры, которые, в отличии от Vaultlanders, появляются в New Tales на минуту, а потом пропадают без следа.
И вот из-за прорвы подобных проблем New Tales From the Borderlands невероятно сложно оценивать. Честно, по игре видно, что над ней старались. Центральная история цепляет, равно как и главные герои, а картинка в игре выглядит совершенно сногсшибательно — благо и работает игра на Unreal Engine 4. Но затянутость и филлерность, неровный юмор и отвратительная постановка просто не позволяют получать от New Tales особенного удовольствия. Не отрицаю, некоторую его долю я получил, но по игре видно, что она могла бы быть намного лучше.
И я не буду никого винить в произошедшем. Ни Рэнди Пичфорда, ни вернувшегося в штат сценаристов Энтони Бёрча, ни даже Кевина Брюнера — человека, единолично уничтожившего Telltale и почему-то приглашенного для работы над New Tales From the Borderlands. Я лишь выражу сожаление тому, что потенциал игры, который в задумке явно был, остался совершенно нераскрытым. И сохраню в себе небольшую толику надежды на то, что в будущем, если формат Tales From the Borderlands все-таки вернется на наши с вами экраны вновь, его возвращение будет куда триумфальнее.
Обзор написан на основе версии игры для ПК. Игра также доступна на Nintendo Switch.